Методика пения Вед
Ведические мантры нужно петь очень громко, тогда эти звуки смогут дальше распространиться в окружающем пространстве и заполнить его. Наполняя тела благотворными вибрациями, звуки мантр приносят пользу как тому человеку, который поёт, так и тому, который слушает их. Петь Веды нужно энергично для того, чтобы их звуки могли распространиться как можно дальше.
Изменения в произношении или интонации изменяют вибрации произносимой мантры. Так как пение каждой мантры создает свои особые вибрации, то необходимо очень внимательно относиться к произнесению мантр.
В хорошо известном разделе Вед Шикшавали приводится шесть наставлений:
варна, сварах, матра, балам, сама, сантанах.
Давайте разберемся в том, что означает каждый из этих терминов.
1. варна или произношение. Нужно быть очень внимательными, когда вы произносите звуки санскрита. В других языках нет многих звуков, подобных звукам санскрита и особенно звукам Вед. Поэтому звуки нужно внимательно слушать и повторять. Когда у вас появляются сомнения, несколько раз прослушайте звуки мантры.
2. сварах или интонация. У большинства ведических гимнов есть интонационный рисунок или сварах, который состоит из высоких, низких звуков, а также звуков средней высоты (частоты). Некоторые мантры и молитвы можно петь по-разному, с различными музыкальными интонациями. Ведические же мантры поются только с определенными интонациями. В зависимости от интонационного рисунка одни звуки поются октавой выше, а другие октавой ниже. Остальные звуки произносятся на средней высоте. Интонационный рисунок Сама Веды наиболее сложный и разнообразный. Каждая из сварас создает особую амплитуду и частоту вибраций.
Пение Вед не должно проходить под аккомпанемент музыкальных инструментов, так как музыкальные инструменты издают свои звуки и вибрации, которые искажают вибрации произносимых мантр. Сегодня многие люди выпускают компакт-диски, с записями пения ведических мантр под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Эти записи приятно слушать. Тем не менее, такое пение не соответствует строгим ведическим правилам и поэтому эти композиции превращаются в обычные музыкальные произведения. Они не воздействуют так глубоко, как пение оригинальных ведических текстов.
3. матра или продолжительность или длительность произнесения различных звуков. Короткие гласные звучат короче, чем долгие. Подобно этому, полу-согласные звучат короче, чем согласные. Кроме того, во время пения ведических гимнов некоторые слоги поются в два или три раза дольше. Ниже приводится пример из Тайтрия упанишады:
ахам-аннаадо (2)
кашчана гаччхатии (3)
кашчана гаччхатии (3)
4. балам или сила произнесения звуков. Обычно для того, чтобы произнести такие звуки как кх, гх, шх и т.д. нужно приложить больше усилий.
5. сама или непрерывность пения. Различные сварас (ноты) нужно произносить слитно, а не раздельно. Особое внимание необходимо уделить высоким звукам, которые следуют за низкими.
6. сантанах или прерывание. Ведические мантры невозможно петь без пауз. Паузы необходимо делать в установленных местах.
В течение многих лет ученые люди говорили о том, чтобы мы не использовали при пении шесть методов. Не следует:
• петь Веды, как популярные песни (гити).
• петь слишком быстро (шигхри).
• слишком энергично трясти головой или телом (ширах кампи). Человеку следует сидеть ровно, концентрируясь на пении.
• читать гимны по тексту (ликхита-патхаках). На начальных этапах человеку, возможно, нужны тексты. Тем не менее, в дальнейшем ему следует приложить усилия для того, чтобы пойти дальше этой стадии, часто слушать гимны и запомнить их.
• петь Веды, не зная их смысла (анартхагьян).
• петь тихим и слабым голосом (алпакантха).
Очень важно научиться петь Веды правильно. Человеку следует быть очень внимательным при изучении Вед и стараться приложить максимум усилий для того, чтобы научиться правильно произносить и интонировать мантры. Многие люди не решаются учить мантры, так как думают, что не смогут верно петь их. В процессе обучения, человек естественно будет делать ошибки. Как только он заметит свою ошибку, ему следует приложить все усилия для того, чтобы научиться верно петь гимн. Ошибки, которые человек делает в процессе обучения, прощаются.
Именно поэтому большинство людей завершают пение Вед пением кшама прартханы – молитвы, в которой человек просит у Господа простить всех за ошибки, совершенные во время пения: неверное понимание и произнесение слов. В процессе регулярного пения с чувством глубокой преданности все ошибки будут устранены.
Одиннадцать способов пения Вед
До недавнего времени Веды не были записаны. Они передавались от учителя к ученику устным путем. Звуки Вед защищают мир от любого зла. Древние провидцы придумали множество способов для того, чтобы Веды пелись правильно. Эти методы защищают их от изменений и искажений.
Наибольшую пользу при пении ведических мантр можно извлечь только тогда, когда не будет изменено ни одно слово и ни одна интонация. Для этого были придуманы многочисленные предписания. Для того чтобы предотвратить изменение данных, в современных компьютерах используется система шифрования и дополнительные схемы. Подобно этому древние провидцы придумали различные способы пения для того, чтобы сохранить правильность и точность произнесения Вед.
Для того чтобы сохранить слова и слоги в неизменном виде, был придуман замечательный метод. В соответствии с ним слова мантр соединяются в различных последовательностях и комбинациях и образуют разнообразные способы произнесения. Эта сложная система пения Вед была придумана в давние времена для того, чтобы сохранить чистоту слов, звуков, интонаций, произношения, акцентов и комбинаций звуков Вед.
Способ произнесения
|
Структура гимна
|
Примечания
|
Вакья / Самхита
|
1-2-3, 4-5-6, … 11
|
Слова в предложении соединены последовательно. Мантры поютсябез изменения изначального порядка слов.
|
Пада
|
1, 2, 3, …,
|
Предложение разбивается на отдельные слова.
|
Крама
|
1-2, 2-3, 3-4, … 10-11
|
К первому слову мантры присоединяется второе,ко второму – третье и т.д. пока не завершится вся мантра.
|
Джата
|
1-2-2-1-1-2 || 2-3-3-2-2-3 || 3 - 4 - 4 – 3 - 3 - 4 || …
|
Каждая комбинация из двух слов повторяется в прямом и обратном порядке. В такой последовательности поётся вся мантра.
|
Шикха
|
1-2-2-1-1-2-3 || 2-3-3-2-3-3-4 ||...
|
Последовательность произнесения слов такая же как в джате, но в комбинации используется не два, а три слова. Три слова произносятся в прямом и обратном порядке. В такой последовательности поётся вся мантра.
|
Мала
|
1-2, 6-6 || 2-3, 6-5 ||…
|
Одна пара слов поётся восходящим тоном, другая - нисходящим.
|
Рекха
|
1-2, 2-1, 1-2 || 2-3-4, 4-3-2, 2-3 || …
|
2, 3, 4 … слова поются в прямом и обратном порядке.
|
Дхваджа | 1-2| 12-12 || 2-3| 11-12 || … 12-12| 1-2 || | Одна пара слов поется восходящим тоном, другая - нисходящим. |
Данда | 1-2, 2-1 || 1-2, 2-3, 3-2-1 || … 7-8, 8-9, 9-10 | 10-11, 11-12, 12-12 || | Одна пара слов поется восходящим тоном, другая - нисходящим. |
Ратха | 1-2 | 7-8 || 2-1 | 8-7 ||, 1-2 | 7-8 || 2-3 | 8-9 || 3-2-1 | 9-8-7 ||, … 6-6 | 12-12|| | Сочетание восходящих и нисходящих тонов. |
Гхана |
1-2-2-1-1-2-3-3-2-1-1-2-3 || 2-3-3-2-2-3-4-4-3-2-2-3-4 || 3-4-4-3-3-4-5-5-4-3-3-4-5 || … | Наиболее трудная для изучения последовательность ( гхана означает трудный). |
Примечание: мы называем некоторых ведических ученых Гханапатин. Это означает, что они глубоко изучили священные писания и достигли стадии Гхана.
Произносить мантры различными способами нужно для того, чтобы не изменялся изначальный смысл слов и звуковые модели произнесения. Благодаря этим методам тексты дошли до нас в неизменном виде, хотя они не были записаны. Веды были записаны только несколько веков назад. Сегодня лишь немногие люди знают все одиннадцать видов пения Вед. Поэтому не удивительно, что существует только несколько ведических ученых, которые могут петь Риг Веду, используя одиннадцать видов последовательностей.
Виды пения
Парамахамса Йогананда прекрасно описал различные виды пения.
Звук или вибрация – это самая могущественная сила во Вселенной. Музыка – это Божественное искусство, которое должно быть использовано не для удовольствия, а для осознания Бога. Вибрации, которые образуются в результате пения восхваляющих Бога песен, помогают человеку установить контакт с космической вибрацией или словом. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». – «Евангелие от Иоанна», 1:1. Бог – это Слово или космическая вибрация.
Искренние и чистые слова, произнесенные с твердой верой, подобны мощным вибрационным бомбам, которые способны взорвать рифы трудностей и произвести желаемые изменения.
Существуют следующие пять видов пения:
• пение вслух
• пение шепотом
• пение про себя
• пение на подсознательном уровне: когда вы повторяете гимны с глубокой преданностью одни или вместе с другими людьми, то можете заметить, что они начинают сами собой повторяться в уме и приносят большую радость даже тогда, когда вы занимаетесь активной деятельностью. Подсознательное пение становится автоматическим только тогда, когда ум автоматически повторяет строки на фоне остальных мыслей.
• сверхсознательное пение: постепенно пение на подсознательном уровне приведёт к сверхсознательной реализации и непосредственному восприятию Бога. Сверхсознательное пение возможно тогда, когда вибрации глубокого внутреннего пения приводят человека к самореализации и закрепляются на сверхсознательном, подсознательном и сознательном уровнях его ума.
Человек должен погружаться во всё более глубокие слои пения, чтобы все песнопения звучали на подсознательном, а затем сверхсознательном уровнях. Это поможет человеку пережить Божественное присутствие.
Кто может петь Веды?
Веды универсальны. В Ведах нет таких предписаний, в которых кому-либо запрещалось бы петь Веды. В Ведах люди называются детьми бессмертия. Веды учат нас совершенствовать себя и своё видение для того, чтобы мы могли видеть единство в многообразии.
«Создатель космоса провозгласил:
«Я создал
Небесное царство и землю.
Это Я создал семь времен года,
Которые последовательно
Сменяют друг друга.
Я даровал всем людям интуицию для того,
Чтобы они могли отличать
Истину от не истины.
Всем людям Вселенной
Я дал Божественные ведические гимны».
Атхарва Веда
«К сожалению, сегодня из-за пренебрежительного отношения Веды утратили своё высокое положение. Сегодня редко можно встретить людей, которые серьёзно занимаются изучением Вед и поют ведические мантры.
Регулярное изучение Вед и применение в жизни ведических поучений даруют людям все виды богатства. Веды – это дар Бога всему человечеству. В Ведах не проводится никаких различий между людьми на основе религиозного вероисповедания, касты, национальности и т.д. Ведические мантры могут петь все.
Свами желает, чтобы Веды распространились по всему миру, и чтобы каждый человек, независимо от религиозного вероисповедания, кастовой принадлежности, национальности и т.д. изучал Веды и пел их. Позавчера в Путтапарти приехали преданные из Ирана и Ирака. Они и сейчас находятся здесь. Мы прилагаем усилия для того, чтобы обучить Ведам всех людей. В разных странах говорят на разных языках, тем не менее, все люди переживают одни и те же чувства (бхаву).
Люди из разных стран, таких как Америка, Россия, из стран Африки и т.д. с большим воодушевлением принимают участие в этой яджне. Они также учат ведические мантры. Даже на Западе сейчас издают ведические тексты для того, чтобы послание Вед распространилось во всех странах. Несомненно, людям из западных стран трудно петь мантры Вед, так как им нелегко произносить различные ведические звуки. Некоторые мантры произносить очень трудно, но люди с Запада прилагают необходимые усилия и учатся правильно петь Веды. Человек может достичь всего, если примет твёрдое решение.
26 числа прошлого месяца в Путтапарти приехали 80 человек из Германии. Все они – и женщины, и мужчины – поют Веды. Они сказали Мне: «Свами! Нашу страну защищают только эти мантры. Поэтому с утра до вечера мы поём ведические мантры». Веды устраняют все страдания.
Счастливы те, кто учат Веды и распространяют знания, заключенные в них. Те, кто знают Веды, но не поют их, поистине несчастливы. Многие люди изучили Веды, но не прилагают никаких усилий для того, чтобы обучать Ведам других людей.
Человек, который делает что-то плохое и притворяется, что не знает об этом, является вором. Подобно этому, того человека, который способен петь Веды, но не поёт их громко и искренне, тоже можно назвать вором».
Баба
«Я (Бог) произношу эту благоприятную речь о четырех Ведах,
Которые были даны на благо всех людей,
Не исключая никого, не отдавая никому предпочтения:
Для брахманов, учителей и ученых людей,
Для кшатриев, воинов и солдат,
Для вайшьей, торговцев и земледельцев,
Для шудров, рабочих и волонтеров,
Для всех знакомых и незнакомых людей,
А также для людей низшего происхождения».
Яджур Веда
Женщины тоже могут петь Веды
«Сарасвати – богиня знаний, Лакшми – богиня богатства, а Парвати – богиня мудрости. Все они – женщины! Поэтому трудно поверить в то, что у женщин нет права заниматься духовной практикой, которая приведёт их к слиянию с Брахманом и, в конечном итоге, к освобождению от зависимости».
Баба
«За много веков истории Индии женщины продемонстрировали мужество, проницательность и ум, необходимые для того, чтобы погрузиться в глубины духовной науки и следовать дисциплине. Майтрея, Мира, Гарги, Сулабха, Чудала, Махадэви и Андал – это выдающиеся сильные женщины, которые шли по духовному пути в царство осознания Бога. У мужчин и женщин разное строение тела, но, если говорить об изучении Вед, то между ними нет никаких отличий».
Баба
«Когда студенты поют Веды, то женщины присоединяются к ним. У них есть все права для того, чтобы петь Веды. Никто не может отнять у них это право. Наши студенты вдохновили их на пение Вед».
Баба
Вопрос: «Свами, почему же многие ученые люди утверждают, что женщины не могут обрести знание истинного Я (брахмавидью)?»
Баба: «Нет никаких оснований утверждать, что у женщин нет права обрести брахмавидью. Вишнумурти рассказывал Бхудэви о славе Гиты, с помощью Гуру-Гиты Парамешвара обучал Парвати брахмататтве. Именно об этом говорится в Гуру-Гите, когда упоминается «Парвати увача». Более того, Шива познакомил Парвати с Йогашастрой и Мантрашастрой. В Брихадаранька упанишаде говорится о том, что Яджнавалкья обучал Майтрею брахмавидье. Это знают все. Теперь вы сами можете судить о том, есть ли у женщин право обрести брахмавидью или нет».
«Женщины способны усвоить знания по любому известному ныне предмету, который относится к внешнему миру, но им не нужно забывать о духовной науке. Женщина должна проявлять интерес к изучению Вед, которые развивают внутреннее видение. Женщина без таких знаний подобна горе, у которой нет основания. Такая неуравновешенная женщина опасна как для самой себя, так и для других людей.
Сулабха и другие подобные ей женщины получали такие знания и прославляли Брахмана. Индия дала жизнь нескольким таким святым и ученым женщинам. Ученые и мудрые люди обычно приходили к таким женщинам для того, чтобы получить вдохновляющие наставления. Страна может вернуть себе былое величие только с помощью женщин, которые постигли науку осознания Реальности (брахма видью или атма-видью)».
Баба