Из Божественного выступления Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 14 октября 1988 года:
"В человеческом теле Божественность представлена в виде Божественной эссенции (расы), которая поддерживает его. Этот Божественный принцип называется Воплощением Божественной Сладости (Расасварупини или Ангираса). Он пронизывает и поддерживает физическое тело, и ему следует поклоняться, как Богине Матери. Великие мудрецы исследовали, что такое добро и что такое зло, что правильно и что неправильно, что возвышает человека и что способствует его падению. Они проводили такие исследования, занимались аскетическими практиками и оставили человечеству великие писания, в которых рассказывается о духовной и повседневной жизни человека и о том, каким образом людям следует искупить свои жизни. Этих мудрецов также следует почитать как Божественных Матерей. Корову, Землю, божества, охраняющие тело, мудрецов и гуру нужно почитать как воплощения принципа Божественного Материнства. Хотя у них различные формы и имена, но их связывает принцип материнства. Для человечества они играют роль Матери, защищая и поддерживая его, и поэтому их следует уважать и поклоняться им, как Божественным Матерям. Мать проявляет по отношению к своему ребёнку эти пять качеств. Мать кормит ребёнка, обеспечивает всё необходимое для его роста, обучает его тому, что он должен знать и чего ему следует избегать, а также наставляет его на путь добродетели.
Жизнь человека, который не уважает и не любит такую благородную мать, бесполезна. Человек должен понять, что его мать является воплощением всех Божественных сил, он должен уважать и любить её. Это послание передает нам праздник девяти ночей (Наваратри). Высшая Шакти проявляется в форме богинь Дурги, Лакшми и Сарасвати. Дурга дарует нам физическую, ментальную и духовную энергию. Лакшми - богатство, но это не только деньги, но и интеллектуальное богатство, богатство добродетельного характера и т.д. Даже здоровье - это разновидность богатства. Она дарует нам неописуемые богатства. Сарасвати развивает наш интеллект, способность к интеллектуальному исследованию и силу различения. Наваратри празднуется для того, чтобы продемонстрировать миру силу этих Богинь. Мать объединяет в себе силы и качества этих Божественных существ. Она наделяет нас энергией, богатством и интеллектом. Она постоянно желает нам благополучия. Поэтому мать заключает в себе силы всех трёх богинь, которым мы поклоняемся во время празднования Наваратри".
Из Божественного выступления Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 18 октября 1991 года
"Термин Дэви означает Божественную силу, которая принимает неистовую (раджасическую) форму для того, чтобы уничтожить силы зла и защитить умиротворенные (сатвические) качества. Когда несправедливость и безнравственность принимают угрожающие размеры, когда эгоизм и эгоистические интересы овладевают людьми, когда люди утрачивают доброту и сострадание, Атмический принцип принимает форму Шакти, воплощая в себе страстные (раджасические) качества, и разрушает то, что порождает зло. В этом заключается внутренний смысл празднования Дасары.
Богиня принимает устрашающую и ужасную форму для того, чтобы разрушить зло. Для того, чтобы умиротворить яростную богиню, женщины поклоняются ей и преподносят священный красный порошок (кумкум). Когда Богиня видит кроваво-красный кумкум на своих ногах, то она убеждается в том, что зло побеждено, умиротворяется и принимает милостивую форму. Красный кумкум, с помощью которого поклоняются Дэви, символизирует умиротворённость богини.
Богиня принимает устрашающую и ужасную форму для того, чтобы разрушить зло. Для того, чтобы умиротворить яростную богиню, женщины поклоняются ей и преподносят священный красный порошок (кумкум). Когда Богиня видит кроваво-красный кумкум на своих ногах, то она убеждается в том, что зло побеждено, умиротворяется и принимает милостивую форму. Красный кумкум, с помощью которого поклоняются Дэви, символизирует умиротворённость богини.
Во время десяти дней празднования Дасары низвергаются демоны (ракшасы), присутствующие в форме злых качеств. Ракшасы – это не демонические существа. Демоны – это плохие качества людей. Высокомерие – это демон. Плохие мысли – демоны. Равану описывают, как короля ракшасов. Говорят, что у него десять голов, но он не был рождён с десятью головами. Кто такой Равана, и что означают десять его голов? Вожделение (кама), гнев (кродха), заблуждение (моха), жадность (лобха), гордыня (мада), зависть (матсарья), ум (манас), интеллект (будхи), воля (читта) и эго (ахамкара) – это десять голов Раваны. Равана - это тот, кто обладает этими десятью качествами.
Каждый человек может решить, является ли он Раваной или Рамой. Рама – разрушитель плохих качеств. Когда Он разрушает зло, то проявляет страстные качества (раджагуну). Но источником Его страстных качеств является умиротворенность (сатвические качества). Отрубая десять голов Раваны, Рама проявлял Свою любовь. Это был единственный способ, с помощью которого жизнь Раваны могла быть искуплена.
Когда Господь наказывает, то Его действия могут казаться грубыми. То, что внешне выглядит страстным (раджасическим), на самом деле является умиротворённым (сатвическим). Во время грозы вместе с дождём выпадает град. И дождь, и град - это вода. Подобно этому, умиротворённость присутствует даже в неистовых действиях Господа. Страстные качества могут проявляться даже в лени (тамасе). Все зависит от времени, места и обстоятельств, в которых действует Господь. Масло можно разделить на части пальцем, но для того, чтобы расколоть железо необходим большой молот. Со спокойными людьми Господь ведёт Себя спокойно. Против страстных людей Он использует оружие страсти.
Люди поклоняются Господу Рудракаре, который принимает ужасные формы и качества. Это неверно. У Божественности есть только одно качество: она является Воплощением Любви. Существует высказывание: "Любовь – это Бог. Любовь пронизывает космос". Поэтому человеку не следует смотреть на мир с мирской точки зрения. На мир нужно смотреть глазами любви.
Воплощения Божественной Любви! Все праздники Индии существуют для того, чтобы развить в людях Божественную любовь. Господь воплощается на земле для того, чтобы даровать людям такую любовь. Он показывает им, как нужно выражать любовь. Он изливает любовь и учит людей тому, как нужно любить. Поэтому переживайте любовь и радость и живите в покое".
Из Божественного выступления Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 9 октября 1994 года:
"С древних времён жители Индии празднуют Наваратри, поклоняясь Дэви, Божественности как матери. Во время этих десяти дней они почитают богинь Дургу, Лакшми и Сарасвати. Кто эти три богини? Формы этих богинь очаровывают человека. Их эзотерическое значение заключено в трёх силах: действии, преданности и духовной мудрости.
Необходимо правильно понимать внутренний смысл, который заключают в себе Дурга, Лакшми и Сарасвати. Они представляют три вида сил человека: силу воли, силу целеустремленных действий и силу различения.
Сарасвати представляет в человеке силу речи. Дурга - динамические силы. Лакшми проявляется в форме силы воли. Тело предназначено для выполнения целеустремлённых действий. Ум – это хранилище силы воли. Атман – это сила различения. Целеустремлённые действия исходят из материального тела. Сила, которая активизирует инертное тело и побуждает его к действию - это сила воли. Сила, которая побуждает к действию силу воли - это сила различения. Благодаря ей излучается энергия. Эти три силы представлены в мантре Ом Бхур Бхувах Суваха. Бхур представляет землю. Бхувах - жизненную силу человека, его сознание. Суваха – это сила излучения. Все эти силы находятся в человеке. Таким образом, Дурга, Лакшми и Сарасвати обитают в сердце человека.
Человек склонен проявлять страстные качества такие, как гнев и ненависть. Они являются воплощением неистовых качеств Дурги. Восхваление Божественности в песнях и поэзии, вибрации, которые исходят от них, представляют силу Сарасвати. Чистые качества, которые проявляет человек, такие как сострадание, любовь, терпимость, сочувствие, проявляются благодаря Лакшми. Люди поклоняются Дурге, Лакшми и Сарасвати, которые изображены на картинах и иконах. Таким образом люди изображают тонкие силы, которые находятся внутри них. Современный человек сталкивается с трудностями, потому что он не способен осознать силы, заключённые в нём, и развить уважение к ним. Его привлекают внешние физические формы. Необходимо понять связь, которая существует между материальным и тонким мирами. Лекарство находится внутри человека, но он ищет его снаружи.
Что вам следует делать во время десяти дней празднования Наваратри? Превратите силу воли в стремление достичь Бога. Целеустремлённые действия - в силу, побуждающую совершать Божественные дела. Силу различения - в Само Божество".
Из Божественного выступления Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 14 октября 1994 года:
"Наваратри в переводе означает девять ночей. Что означают эти девять ночей? Астрологи говорят о существовании девяти планет. В человеческом теле девять отверстий. Если провести тщательное исследование, то можно обнаружить, что человечество находится под воздействием девяти планет. Хотя астрологи говорят о девяти планетах, но на самом деле существуют только две "планеты": привязанность и ненависть.
Во время Наваратри человек поклоняется божествам, но ему следует каждый день почитать их в своем сердце и душе. Действия тела эфемерны. Тело обретает ценность, благодаря духу, заключенному в нём. Поэтому к нему следует относиться как к священному храму. Во время празднования Наваратри для уничтожения демонических качеств божествам преподносят священный порошок (кумкум). Красный порошок символизирует кровь. Смысл этого поклонения заключается в том, что человек предлагает Господу свою кровь и получает взамен Его дар – покой.
Для того чтобы пережить Божественность, заключенную внутри вас, вам следует в течение десяти дней празднования Наваратри размышлять о Боге и очищать себя от всех нечистот. В предпоследний день празднования поклоняются оружию (проводят аюдхапуджу), которым являются Божественные силы человека. Если человек почитает Божественность таким образом, то он будет успешно продвигаться по духовному пути".
Из книги Шримати Виджаямы "Только в Тебе спасение":
"Виджаядасами (десятый день празднования Дасары) – день победы добра над злом. Это самый священный и почитаемый день среди великого празднества Наваратри. Почему это так? Согласно Пуранам, в этот день царь Бали обрёл освобождение. Именно в этот благодатный день Кришна преподал Арджуне уроки Бхагавад Гиты. В этот день Пандавы вновь обрели воинское оружие, которое вынуждены были скрывать долгое время. В этот день демон Махиша был убит богиней Чамундешвари. И в этот день люди взывают ко всем Богам, наделённым силой, в надежде на их благословение. По всей Индии в храмах украшаются фигуры Богов и им усердно поклоняются верующие. Проводятся кумкумовыепуджи (священные ритуалы) и церемонии абхишекам (омывание изображения божества).
Бхаджаны, посвящённые Божественной Матери
Амба Манда Хаса Вадани |
Амба Парамешвари Акхиландешвари |
Видья Даини Бхагавати |
Дэви Бхавани Ма |
Джанани Ма Саи Джанани Ма |
Дэви Саи Ма |
Ма Хе Ма |
Mother O Mother Sai Maa |
Мата Мата Саи Мата |
По материалам сайта www.sathyasai.org