1.08.2016
В настоящее время никто искренне не воспевает имя Бога. Многие затевают спор при упоминании о Нём. Такие люди думают, что для этого они достаточно компетентны. Божественность могут познать только те, кто искренне и с любовью изучают священные тексты. Не клевещите на Господа или Его Божественное Имя только потому, что у вас есть язык, способный двигаться. Есть история о царе, министре и слуге, которые плыли в лодке. Когда слуга увидел воду вокруг, он впал в панику. Переживая приступ гнева, он хотел опрокинуть лодку. Поэтому министр схватил слугу, толкнул его в воду, окунул несколько раз и, когда слуга закричал: «Лодка, лодка», - ему помогли залезть в лодку. Теперь слуга знал, что, сидя в лодке, он находится в безопасности, и ему нестрашны штормовые волны. Для того чтобы осознать, что вера в Бога защищает вас и дарует безопасность, вам не следует ждать суровых испытаний мирской жизни и страдать от них. (Из выступления Бхагавана 19 февраля 1966 года)
2.08.2016
Глаз длиной 2,5 сантиметра может видеть звёзды, которые находятся на расстоянии миллионов километров, но глаз ли видит звёзды? Может ли глаз видеть сам по себе? Нет. Вы должны научиться тому, как познать других людей, и в большей степени как познать себя. Вас очень интересуют другие люди и всё, что вас окружает. Даже при случайном знакомстве в поездах, аэропортах или автобусах вы спрашиваете людей об их семейных делах, их собственности и родословной. Но знаете ли вы свою родословную, собственность, наследие и статус? Вы – Мануджа, то есть рождённые от Ману, человека, составившего правила нравственного поведения, которые являются вашей собственностью и наследством. Господь пребывает в вашем сердце, и поэтому вы по своей сути божественны. Вы отрицаете это драгоценное богатство и ходите повсюду, объявляя, что вы бедные и слабые духом! Для того чтобы увидеть свои глаза, вам нужно зеркало; для того чтобы увидеть своё природное величие, вам нужен гуру (духовный учитель). (Из выступления Бхагавана 19 февраля 1966 года)
3.08.2016
Вы страдаете от болезни, которую может излечить «Бхагавад Гита»: эта болезнь - иллюзия (моха), искажающая ваши ценности и мировоззрение, затуманивающая ваше видение. Но для того чтобы получить пользу от лекарств, у вас должна быть печаль (вишада), которая была у Арджуны, у вас должны быть такие же как у него преданность и непривязанность, а также концентрация (экаграта), которую он демонстрировал. Арджуна был готов просить подаяние вместо того, чтобы стать царём после убийства родственников, учителей и старших. Обретите такое же глубокое стремление, и тогда «Бхагавад Гита» сможет разрушить привязанность (моху) и освободить вас. Определите, на какой стадии духовного развития вы находитесь, какой класс духовной школы вы посещаете. Затем примите решение перейти из одного класса в другой. Приложите для этого все усилия, и вы обретёте милость Бога. Не торгуйтесь и не отчаивайтесь. Делайте один шаг за другим по пути, ведущем к цели, а не от неё. (Из выступления Бхагавана 19 февраля 1966 года)
4.08.2016
Некоторые баньяновые деревья очень большие, у них много веток, и они похожи на большой дом. Но семя баньяна такое же маленькое, как горчичное семя. Правда ли, что большое дерево содержится в маленьком семени, или это только наше иллюзорное представление? Мы знаем, что это правда. Семя очень маленькое, и когда вы опускаете его в землю, питаете и поливаете его, оно прорастает, развивается и вырастает в большое дерево. Все плоды, цветы и листья появляются из этого маленького семени. Подобно этому в вашем огромном теле есть бесконечно маленькое семя, которое называется Атман. Если вы будете питать это семя и дадите ему возможность расти и развиваться, то оно покажет вам божественную форму вселенной. Но куда вам следует поместить семя, как его следует защищать, чтобы оно выросло в большое дерево? Можем ли мы поместить семя на ладонь и поливать его? Семя превратится в большое дерево только тогда, когда вы поместите его в почву и будете хорошо поливать его. Но оно не прорастёт, из него не вырастит дерево и тогда, когда вы посадите семя слишком глубоко или недостаточно глубоко. Если вы поместите семя имени Бога в почву вашего сердца и будете поливать его водой любви, то оно прорастёт и превратится в красивое дерево. (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 8)
5.08.2016
Начните с этого первого урока. Не хвастайтесь тем, что вы изучили «Бхагавад Гиту» (священные тексты), прочитали её сто раз, запомнили все шлоки и комментарии к ним. Среди миллионов людей, которые изучили «Бхагавад Гиту», только Арджуна обрёл осознание того, что Вселенная является частичным проявлением неизмеримой славы Божественности (Вишварупа Даршана)! Почему великие учёные не получили такой опыт? Осознание реальности обретает только тот духовный искатель, который заслуживает этого. К тому моменту, когда Арджуна получал знание, он достиг высшей стадии преданности, и в процессе получения знания у него была непревзойдённая концентрация. Неудивительно, что он получил благословение. До тех пор, пока человек не обрёл такую же преданность, такую же сильную устремлённость и концентрацию, как он может ожидать получить такой же результат, который получил Арджуна? Идти по пути преданности (шаранагати или прапатти), о котором говорится в «Бхагавад Гите», нелегко; этот путь требует преданности и настойчивости. (Из выступления Бхагавана 16 марта 1966 года)
6.08.2016
Божественное видение Космической формы (Вишвавират) описывается как видение формы, состоящей из тысячи голов, ног и рук. Откуда появилось это видение Вишвавират? Это только преувеличенная версия того, что есть у вас внутри. Когда Я открываю глаза, Я вижу множество голов, но, когда глаза закрываются, Я не вижу ни одной головы. Когда глаза открыты, Я вижу не только тысячи голов, но и стену, окно и всё, что Меня окружает. Если человек выйдет из помещения, он увидит горы, небо, реки и отдалённые земли; когда человек закрывает глаза, почему он не видит даже маленького муравья? Если глаза открыты, мы видим всё творение; если глаза закрыты, мы не видим ничего. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что всё творение появляется из нашего видения. С помощью видения, направленного на внешний мир, мы можем видеть творение. Подобно этому с помощью видения, направленного внутрь, мы можем видеть внутреннее я. (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 8)
7.08.2016
Если вы хотите приготовить обед, у вас должны быть все необходимые ингредиенты: рис, дал, соль, специи и овощи. Но вы не сможете приготовить обед, если у вас не будет огня. Подобно этому джняна (то есть осознание своей реальности как волны в океане Божественности) – это огонь, который делает материальный мир, внешнюю деятельность и опыт пригодными к употреблению, вкусными, усвояемыми, дарующими здоровье и радость. Эта радость называется Анандам; она возвышающая, просветляющая и созидающая. Жизнь человека заключается в том, чтобы достичь трансцендентального. Относитесь к своему телу как к ране, которую нужно промывать, перевязывать и три или четыре раза в день смазывать лечебной мазью. В этом заключается истинная цель употребления пищи и жидкости. Жажда – это болезнь, жидкость – лекарство. Голод – это болезнь, еда – лекарство. Жажда удовольствий – это болезнь, которую можно излечить лекарством непривязанности! (Из выступления Бхагавана 16 марта 1966 года)
8.08.2016
Когда Пандавы были готовы отправиться в лес, Дхармараджа позвал Драупади, попросил её сесть рядом с ним и сказал: «Из-за различий, существующих между нами и Кауравами мы должны прожить 12 лет в лесу и один год инкогнито. Мужчины могут пережить трудности, но почему бы тебе не остаться здесь и не позаботиться о пожилых Дхритараштре и Гандхари?» Пандавы попросили Драупади позаботиться о двух жестоких людях, которые больше всего были ответственны за то, что они должны были отправиться в лес. Это великое качество Пандавов, и вы должны извлечь урок из их поведения. Нравственный урок этого эпизода заключается вот в чём: в жизни обязательно произойдёт то, что должно произойти, но неверно использовать неизбежные события для того, чтобы развивать ненависть; это нехорошо для характера человека. Несчастья, трудности и боль, которые вы переживаете, возникают не снаружи, их не посылает Бог. Они являются результатом ваших действий. Из-за своей слабости человек обвиняет других людей в своих трудностях и несчастьях. Это неверное отношение. (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 8)
9.08.2016
Вы не сможете обрести счастье с помощью удобств. Радость можно обрести только благодаря переживанию страданий и испытаний. Благодаря сильной боли женщина обретает блаженство материнства. С помощью усердного труда фермер выращивает долгожданное зерно. Студент успешно сдаёт экзамен и получает желанную научную степень благодаря усердной учёбе днём и ночью. Лишите себя предметов роскоши и даже удобств; обретите непривязанность к тому, что по невежеству вы считаете самым дорогим и необходимым; стремитесь, боритесь, непрестанно прилагайте усилия – и тогда вы станете благословенными и обретёте невыразимое блаженство слияния и Универсальным (Сакашакарой). Горе придаёт ценность радости и превращает её в ценность; непроглядная тьма ночи побуждает человека искать свет; смерть придаёт особый вкус жизни. (Из выступления Бхагавана 16 марта 1966 года)
10.08.2016
Как только вы осознаете Атман, вы обнаружите, что всё поистине едино. В этом заключается цель жизни, предписанная священными текстами Индии. Но сегодня дети священной Индии пренебрегают этой целью и борются в болотах и выгребных ямах раздоров и страха. Если четыре быка вместе пасутся в густом диком лесу и следят за безопасностью друг друга, тигр не осмелится приблизиться к ним; но, если они враждуют друг с другом и существуют отдельно, тигр нападает на них один за другим и уничтожает. Это судьба тех, кто ощущает свою отделённость. Знайте, что люди (вьякти) могут быть отделены друг от друга, но сила (шакти) едина; эта сила является принципом высшего Атмана (Параматмататтвы). Я принёс это послание. Такое послание, несомненно, является благостным, хотя оно может вам не нравится. Пациент должен принимать лекарства и следовать ограничениям, которые рекомендовали врачи; во время болезни он не может есть всё, что ему нравится, и жить так, как ему нравится. Врач знает лучше, и пациенту нужно следовать указаниям врача для того, чтобы восстановить своё здоровье. (Из выступления Бхагавана 16 марта 1966 года)
11.08.2016
У Бога много имён и форм, но Божественность одна. Ведические учёные называют Единую Истину по-разному (Экам Сат Випрах Бахудха Ваданти). Осознавая эту истину, уважайте всех, любите всех и даруйте радость всем. Тогда вы станете Богом! Когда вы осознаете, что Божественность, находящаяся во всём, одна и та же, тогда вы не будете ощущать двойственность. Вы можете думать, что это очень трудно, но это очень просто. Вы не можете осознать эту истину, потому что ошибка заключается в вашем видении, а не в Творце. Исправьте своё ошибочное видение и восприятие; видьте единство в многообразии. В этом мире идёт постоянная борьба между добром и злом. Многие люди завидуют другим людям и клевещут на них. Не придавайте какое-либо значение такой критике. Хвалить и оскорблять свойственно людям. Некоторые благородные люди сталкивались с подобными трудностями и стойко преодолевали их. Живите в истине и любви, и тогда вам не будет причинён никакой вред. (Из выступления Бхагавана 23 ноября 2000 года)
12.08.2016
Всё творение, которое вы видите, появляется из Господа. Всё огромное разнообразие, которое мы видим вокруг, появляется только в результате изменений наших качеств (гун). Эта истина утверждается в священных текстах. Иногда вы очень счастливы, иногда вы переживаете страх, а в другое время вы бесстрашны. Эти изменения происходят быстро и бессистемно. Основная причина всех этих изменений заключается в изменении, происходящем в нашем уме. Это проявления ваших качеств. У человека есть три особенных качества или гуны – сатва, тамо и раджо гуны. Если они сочетаются гармонично, то в природе человека не будет резких изменений. Солнечный свет состоит из семи различных цветов. Когда эти цвета соединены в необходимых пропорциях, то солнечный свет не будет изменяться, и солнце будет сиять своим естественным светом. С другой стороны, если в сочетании цветов есть дисбаланс, то вы увидите, что видны некоторые отдельные цвета. (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 9)
13.08.2016
Веды передают нам четыре Махавакьяс (Великих послания): 1) Ты есть То (Тат Твам Аси), 2) Божественность – это Всеобъемлющая постоянная осознанность (Праджнянам Брахма), 3) Я есть Божественность (Ахам Брахмасми) и 4) Душа Божественна (Аям Атма Брахма). Все вы знаете эти утверждения и постоянно повторяете эти слова, но не следуете им на практике. Если вы будете только повторять такие слова, то это означает, что вы действуете напоказ. Вы говорите, что всё божественно, но ненавидите других людей. Это проявление лицемерия. Если вы питаете к кому-либо отвращение, то просто тихо удалитесь от них. Не ненавидьте этих людей; пытайтесь развить любовь к ним. Не критикуйте и не ненавидьте никого. Такое послание передаю Я вам сегодня. По такому пути вам следует идти. Я люблю всех. Я не испытываю неприязнь ни к кому. Все – Мои преданные, друзья и дети. Для Меня всё едино. Эта вселенная – большая книга. Ваше внутреннее сознание (Антаратма) – это ваш гуру. Бог – ваш лучший друг. (Из выступления Бхагавана 23 ноября 2000 года)
14.08.2016
Никто не может постоянно переживать ни печаль, ни удовольствие. Всё, что мы делаем – хорошее или плохое, осознанно или нет – принесёт результаты. Для того чтобы последствия действий были хорошими, важно совершать хорошие поступки. Когда ребёнок рождается из чрева матери, у него на шее нет гирлянды или золотой цепочки. Но ребёнок рождается с невидимой гирляндой кармы – результатом всех действий, совершённых в предыдущих рождениях. Но это украшение невидимо. Для того чтобы помочь вам хорошо жить и не умножать цепь плохих реакций, которая будет надета на вашу шею, когда вы родитесь в следующей жизни, вам необходимо осознать самый важный урок: в повседневной жизни вам следует совершать хорошие поступки. Поэтому применяйте на практике наставления: «Делайте добро, будьте хорошими, видьте хорошее». Только это приведёт вас к Богу! (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 8)
15.08.2016
Воплощения божественной любви! Наша нация будет успешно развиваться тогда, когда между всеми людьми будет абсолютное единство. Великие лидеры нашей страны принесли великие жертвы и обеспечили нам свободу. Хотя мы обрели Независимость, но у нас нет единства. Какую пользу принесёт свобода, если нет единства? Повсюду царит ненависть. Если будет продолжаться такая разобщённость, как можно будет защитить свободу, обретённую с большим трудом? Люди идут по неверному пути. Вы должны идти по пути полного единства для того, чтобы каждый житель Индии мог с гордостью сказать: «Это моя любимая страна; это мой родной язык и моя религия». Вам следует так же поддерживать репутацию и традиции вашей семьи. Многие люди повторяют сладостное имя Господа Рамы, но практикует ли кто-нибудь добродетели, которые демонстрировал Господь Рама? Господь Рама сказал: «Мать и родина более великие чем рай» (Джанани Джанма Бхумишча Сваргадапи Гарияси). Вы должны осознать эту истину и жить в соответствии с ней. (Из выступления Бхагавана 23 ноября 2000 года)
16.08.2016
Авраам Линкольн родился в Америке в очень бедной семье. Для того чтобы дать сыну образование, его мать Нанси усердно трудилась. Когда Линкольн пошёл в школу, другие дети смеялись над ним из-за того, что он был очень бедно одет. Линкольн не мог выносить этого и сказал матери: «Мама, мои одноклассники смеются надо мной. Пожалуйста, дай мне хорошую одежду». Мать обняла его и сказала: «Сын, положение, в котором находится наша семья, не очень хорошее. Нам трудно даже прокормить себя. В такой ситуации как ты хочешь получить хорошую одежду? Живи в соответствии со своими условиями жизни. Рано или поздно придёт время, когда ты достигнешь того уровня, которого заслуживаешь. Пусть тебя не пугают насмешки людей. Живи с верой в себя. Уверенность в себе – это источник успеха». Так она поддерживала его. С того момента Линкольн обрёл абсолютную уверенность в себе, усердно продолжал обучение и занимался деятельностью. Он никогда не огорчался ни по какому поводу. Хотя у него не было материального богатства и удобств, но он добился успеха, вооружившись бронёй уверенности в себе. (Из выступления Бхагавана 23 ноября 2000 года)
17.08.2016
Когда птица залетает в зал, где установлены зеркала, она видит множество своих отражений. Она думает, что в комнате много птиц, которые соперничают с ней. Поэтому она ударяется о зеркала, и они разбиваются. Теперь она видит столько птиц, сколько образовалось осколков стекла. Если зеркала разбиваются на мелкие кусочки, то птица не может увидеть в них своё отражение и улетает. Так можно описать состояние невежества. С другой стороны, если мудрый человек входит в эту же комнату, он осознаёт, что все образы в зеркалах являются его собственными отражениями, и чувствует себя счастливым. Подобно этому человек, который видит себя в других людях и смотрит на них как на собственные отражения, поистине является человеком. Принцип, проявленный во внешнем мире, является тем же самым принципом, который находится в человеке. Считается, что имена, формы и способности существуют отдельно, но они являются только отражениями. То, что вы пытаетесь найти в мечети или храме, находится внутри вас. Все духовные практики предназначены для того, чтобы пережить эту внутреннюю реальность. (Из выступления Бхагавана 23 ноября 2000 года)
18.08.2016
Только вы сами несёте полную ответственность за успех или поражение в духовной сфере, относящейся к покою ума и внутренней радости. У вас нет права перекладывать эту ответственность на других людей. Огонь погаснет, если не закончится топливо, поэтому перестаньте добавлять топливо. Не добавляйте топливо в огонь чувств. Не привязывайтесь к временному, привяжите себя к вечному. Посадите семя преданности, то есть выполняйте подготовительное упражнение повторения в уме имени Господа (намасмарана). Это семя вырастит в дерево с ветвями добродетели, служения, жертвенности, любви, спокойствия, терпимости и бесстрашия. Вы проглатываете пищу, но вы не осознаёте, как эта пища трансформируется в энергию, умственные способности, эмоции и здоровье. Подобно этому просто проглотите пищу для духа, то есть повторяйте имя Господа, и наблюдайте, как она будет преобразовываться в добродетель, хотя вы не будете осознавать, как это происходит. (Из выступления Бхагавана 27 февраля 1961 года)
19.08.2016
Махабхарата преподаёт следующий урок: вам следует думать, что за все ваши радости и печали ответственны совершённые вами действия. Вы являетесь людьми, и поэтому вам следует совершать те действия, которые вы должны совершать. Не думайте, что вы сами достигнете той или иной цели, что вы можете сделать великие дела без милости Бога. Не истощайте себя такими мыслями. Посаженные вами семена привели вас к тому положению, в котором вы находитесь сегодня, и они определят результаты в будущем. Вы можете быть очень умными и сообразительными, но это не поможет вам избавиться от вашей кармы. Брахма, Создатель, подготавливает гирлянду всех плохих и хороших действий, которые вы совершили, и надевает её вам на шею в момент вашего рождения. Важно осознать эти причинные связи. Вы несёте ответственность за все ваши плохие и хорошие поступки, и на самом деле ваши желания являются только следствиями этих поступков. (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 8)
20.08.2016
Придерживайтесь своей веры; не изменяйте её незамедлительно после того, как что-то случается, или вам кто-то что-то скажет. Не снимайте фотографию Саи Бабы со стены и не вешайте другую фотографию, если вы впервые столкнулись с неприятностями. Отдайте Ему всё; пусть Он всё устроит. Таким должно быть ваше отношение. Как вы сможете закалиться, если не переживёте спокойные и трудные периоды? Приветствуйте свет и тень, солнце и дождь. Не думайте, что преданными являются только те, кто с помпезными атрибутами поклоняются какому-либо изображению божества. Истинными преданными и возможно более великими преданными являются те, кто идут по пути нравственности, те, кто поступают в соответствии со своими словами и говорят то, что видели, чьи сердца тают от сострадания, когда другие люди находятся в беде, и ликуют, когда они радуются. (Из выступления Бхагавана 26 февраля 1961 года)
21.08.2016
Знаете ли вы, для чего вам дано ваше тело? Для того ли, чтобы перемещать его из одного уголка мира в другой? Нет, не для этого. Оно вам дано для того, чтобы с его помощью вы могли продемонстрировать истину: тело предназначено для того, чтобы делать добро другим людям. Дивья Атма Сварупас (Воплощения божественной души)! Вам следует осознать, что сострадательное отношение, которое заслуживают все живые существа, является сутью, благодаря которой вы можете осознать Атман. Самой великой аскезой (тапасом) является объединение сострадания, которое присутствует во всех существах. Святость жизни человеческой жизни находится на очень высоком уровне в отличие от жизни таких животных, как корова, лошадь, слон и других. (Из выступления Бхагавана, «Летние розы на голубых горах. 1976», глава 10)
22.08.2016
Возможно вы много раз слышали о том, что Я говорил о повторении имени Господа и о результатах этой практики: постепенно изменяется характер человека, его поведение, она успокаивает человека и приближает его к Богу. Имя Господа можно повторять двумя способами: 1) с использованием чёток – перебирая их автоматически, механически, скрупулёзно и с таким же вниманием, с каким вы занимаетесь любой повседневной деятельностью; 2) или так, как это должно делаться – повторять Имя независимо от количества повторений, глубоко погружаясь в Форму, которая представляет это имя, и в божественные качества, связанные с этой Формой: ощущать её, получать от этого удовольствие, наслаждаться содержанием Имени и ассоциациями, связанными с ним, наслаждаться его сладостью и раствориться в его музыке. Конечно, вы будете жаждать вкуса Имени только тогда, когда вас охватит приступ голода. Вы не сможете наслаждаться Именем или Формой, если страдаете от запора: следствия чрезмерной занятостью мирскими делами. (Из выступления Бхагавана 27 февраля 1961 года)
23.08.2016
Что же означают слова Саи Баба? Саи означает Сахасрападма (тысяча лотосов), сакшаткара (осознание, непосредственное переживание Господа) и т.д.; Аи – это мать, а Баба – отец. Таким образом, Саи Баба – это Тот, кто является и Отцом, и Матерью, и Целью всех йогических устремлений: самая сострадательная Мать, самый мудрый Отец и Цель всех духовных усилий. Саи Баба находится за пределами самого проницательного интеллекта и самого острого ума. Даже величайшие семь мудрецов (риши) не смогли постичь величие Божественности. Поэтому не пытайтесь исследовать Меня; развивайте веру и обретите блаженство (ананду) с помощью любви (премы). Это лучшее, что вы можете сделать, и получить от этого пользу. Не устремляйтесь за теми, кто пустословит о прочитанных книгах и носит одежды аскетов. Исследуйте, оцените и потом восхищайтесь. Исследуйте их поведение в повседневной жизни, их побуждения, мировоззрение и гармонию между тем, что они говорят, и что делают. (Из выступления Бхагавана 26 февраля 1961 года)
По материалам сайта www.radiosai.org