Из глубокого сострадания к людям Бхагаван, начиная с 16 июня 1996 года, в течение почти двух месяцев проводил в Саи Кулвант Холле в Прашанти Нилаяме ежедневные беседы. В них раскрывались разнообразные духовные темы, которые имеют большое значение в практической жизни современного человека, а так же рассказывалось о богатом культурном наследии Бхараты (Индии), в основе которого лежат Веды. Читатели сами смогут убедиться в том, что эти беседы – сокровище возвышающего душу духовного знания, которое способно обогатить, просвятить и трансформировать человечество. В этом номере журнала публикуется беседа, которая проводилась 18 августа 1996 года. Время от времени в журнале «Санатана Саратхи» публикуются эти беседы, которые по праву можно назвать Амрита дхарой (Божественным потоком).
На этой священной земле Бхараты терпимость - это истинная красота. Из всех ритуалов приверженность истине - это наивысшая аскеза. Самое сладостное чувство в этой стране - это любовь к матери. Характер ценится выше жизни. Люди забыли эти основополагающие принципы великой культуры Бхараты и подражают западному стилю жизни. Увы! Сегодня бхаратийцы не осознают величия своего культурного наследия подобно слону, не осознающему своей силы. (стихотворение на телугу)
Честь нации зависит от нравственности её народа. Безнравственность, несомненно, навлекает сомнительную репутацию. Истинное человечество следует принципам нравственности. Слушайте эту истину, о, доблестные сыны Бхараты! (стихотворение на телугу)
ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ХАРАКТЕРА БЕСПОЛЕЗНО
Сила ума развивается в человеке невероятными темпами. На самом деле, его ум безграничен. Но, к сожалению, человек совсем не развивает добродетели. Благодаря силе ума и достижениям в науке и технологиях, он научился летать в небе подобно птице и погружаться в глубины океана подобно рыбе. Но он не научился жить на земле так, как подобает человеку.
Вам следует видеть единство в многообразии
Что великого в том, что человек летает в небе как птица? Гораздо важнее для него научиться жить по-человечески на земле, потому что он живёт на земле. У человека развилось ошибочное представление о том, что он достиг большого прогресса, так как научился летать в небе. Но это только иллюзия. На самом деле, ум человека настолько искажён, что он создаёт многообразие там, где есть единство. Более того, количество так называемых интеллигентных людей растёт. Сегодня человек забыл добродетели, которые могут помочь ему увидеть единство в многообразии. Главная обязанность человека заключается в том, чтобы видеть единство в многообразии. Видеть многообразие в единстве - это признак недалёкого ума. Очень просто разрезать ткань на несколько частей, но трудно соединить эти части в единое полотно. Истинную завершённость, счастье и утешение в жизни можно найти только в единстве. Человеку следует понять отношения, существующие между единством и многообразием. Для того чтобы сшить рубашку, вы берёте два метра ткани и идёте к портному. Портной разрезает ткань на несколько частей. Пока портной не разрежет ткань на куски, он не сможет сшить рубашку. Он должен раскроить отдельно манжеты, карманы, воротник и т.д., чтобы потом соединить их вместе. Что он использует для того, чтобы разрезать ткань на части? Ножницы. Что помогает ему соединить часть и сшить рубашку? Игла. Сегодня человек ведёт себя как режущие ножницы, а не как соединяющая игла. Он думает, что он очень умный, так как может разделить на части, но это не является признаком истинного ума. Человек забыл, что такое истинный ум, занимается познанием и растрачивает впустую свою жизнь.
Жизнь человека предназначена для того, чтобы обрести освобождение от рождения и смерти
Жизнь - это соединение счастья и печали. Счастье и печаль, выигрыш и утрата, хорошее и плохое, свет и тьма, на самом деле, являются отражением друг друга. В "Бхагавад Гите" говорится: "Сукхадукхе Самекрутхва Лабхалабхау Джаяджаяу (человеку следует одинаково относиться к счастью и печали, выигрышу и утрате, победе и поражению)". В чём заключается цель жизни? Для чего дана жизнь? Она начинается с рождения и заканчивается смертью. Человек пойман в ловушку бесконечного круговорота рождений и смертей. Поэтому ему следует молиться Богу о том, чтобы Он даровал ему освобождение от этого круговорота.
Пунарапи Джананам Пунарапи Маранам,
Пунарапи Джанани Джатхаре Саянам,
Иха Самсаре Баху Дустаре,
Крипаяпаре Пахи Мураре.
(стихотворение на санскрите)
(О, Господь! Я пойман в круговорот рождений и смертей. Снова и снова я переживаю агонию пребывания в утробе матери. Очень трудно пересечь океан мирской жизни. Пожалуйста, помоги мне переплыть этот океан и даруй мне освобождение).
Каждый человек должен будет однажды умереть. Как человеку следует жить? В чём заключается цель жизни? В чём её назначение? Человеческое рождение считается очень священным. Джантунам Нара Джанма Дурлабхам (среди всех живых существ человеческое рождение самое редкое). Почему оно считается таким уникальным? Потому что в человеческой форме могут быть продемонстрированы великие идеалы. Поэтому человеку не следует растрачивать впустую свою жизнь в стремлении обрести мирские удовольствия.
Проректор нашего института в своей речи упомянул о том, что каждый год в определённый день дети проводят Шраддху в память о покойных родителях, чтобы выразить им своё почтение. На телугу эта ежегодная церемония называется Тат Динаму (тот день). Человеку следует думать о своих родителях, по крайней мере, в день их смерти и преподносить им слёзы благодарности. Это истинное Тарпанам (подношение воды ушедшим предкам). Выражать благодарность своим родителям - это ваш самый главный долг. Почему? Ваша кровь, пища, ум и деньги - всё это дары ваших родителей. Поэтому выражать им благодарность, помня об их любви к вам, а так же о жертвах, которые они принесли для того, чтобы вырастить вас, это ваш долг. Если вы будете проводить такие священные церемонии в память о своих родителях, то ваши дети также будут уважать вас и помнить вас в будущем. Вы будете переживать реакцию, отражение и отзвук тех поступков, которые вы совершаете. Если вы любите своих родителей, то ваши дети тоже будут любить вас. Если вы предаёте своих родителей, то ваши дети также будут предавать вас. В этом мире никто не может избежать последствий своих действий. Поэтому вам следует хранить в своём сердце благодарность и возвышенные идеалы.
Верно используйте ум
Сегодня студенты стремятся развить ум, а не добродетельные качества. Они являются героями в академических достижениях, но нулями в отношении добродетелей. В процессе обучения их заботят только оценки. Но, если оценивать их добродетели, то они не смогут получить и одного балла из ста. Жизнь на три четверти зависит от вашего характера. Образование без развития характера бесполезно. Поэтому приложите все усилия для того, чтобы развить добродетельный характер. Вы можете быть наделены властью, богатством, умом и физической силой, но всё это не принесёт пользу, если у вас нет силы Божественной милости. Все вы знаете, что случилось с Карной в войне Махабхарата.
Человек может быть наделён физической силой и силой ума,
Но он будет страдать, если у него нет Божественной милости.
Карна был великим воином, но какая судьба постигла его?
Никогда не забывайте эту истину.
(стихотворение на телугу)
Один правитель был глубоко поражён, услышав историю о войне Махабхарата, и о том, как Пандавы победили нечестивых Кауравов. Он захотел, чтобы о нём написали эпос, подобный Махабхарате, в котором он был бы представлен героем истории. Он созвал всех учёных и поэтов и сказал им: "О, великие учёные, я щедро награжу вас, если вы напишите историю обо мне, подобную Махабхарате. Вы можете сравнить меня со старшим добродетельным братом Пандавов, который был воплощением истины". Тогда один из учёных спросил: "О, царь! А кто будут ваши младшие братья?" Царь подумал и сказал: "Четыре моих близких министра. Вы можете считать их моими братьями", - сказал царь. Разумный поэт, который слушал эту беседу, встал и сказал: "О, царь! Пандавы были пятью братьями. Ты решил сделать братьями своих министров. Того, кто наделён физической силой, мы сравним с Бхимой. Того, у кого развит интеллект, с Арджуной. Так же мы сможем выбрать Накулу и Сахадэву. Но есть ещё один аспект, на который ты не обратил внимание. Когда мы изобразим тебя как Юдхиштхиру, а твою жену как Драупади, то она также будет представлена, как жена твоих четырёх министров, так как Драупади была женой пяти Пандавов. Теперь тебе нужно выбрать имя той женщины, которая будет описана как Драупади. Она будет не только твоей женой, но и женой твоих четырёх министров!" Услышав это, царь тут же отказался от идеи написания истории, подобной "Махабхарате". Мораль этой истории заключается в том, что вам следует понять источник историй, описанных в таких эпосах как "Махабхарата". У каждого персонажа и каждого аспекта этого великого эпоса есть свой особенный источник. Вы сможете понять их значение и послание только тогда, когда осознаете эти источники.
Тот, кто не понимает источник жизни, будет страдать от такой же затруднительной ситуации, как и этот царь. У современных людей искажённое мышление. Какая польза от ума, если он неверно используется? Если ум связан с добродетельными качествами, вы можете достичь в жизни всего.
Человек может получить такие учёные степени, как магистр гуманитарных наук и бакалавр искусств и занять высокое положение в обществе, он может накопить богатство, заниматься благотворительностью и обрести доброе имя и славу, у него может быть физическая сила, и он может наслаждаться здоровьем и долгой жизнью, он может быть великим учёным, изучающим Веды и проповедующим их, но никто не может сравниться с истинным преданным Господа. (стихотворение на телугу)
Студенты!
Вы родились на этой священной земле, поэтому вам следует развивать не только ум, но и добродетели. Ум поможет вам выполнить определённые задания, ваши добродетели помогут вам заслужить доброе имя. В этой жизни истинны и вечны только два аспекта. Какие? Это добродетели и доброе имя.
Астхирам Дживанам Локе,
Астхирам Яюванам Дханам,
Астхирам Дара Путради,
Дармам Кирти Дваям Стхирам.
(стихотворение на санскрите)
(Жизнь в мире непостоянна. Непостоянны молодость и богатство. Жена и дети так же непостоянны. Постоянны только праведность и доброе имя).
Не растрачивайте время впустую
Мир непостоянен, все временно и подобно проплывающим облакам. Когда человек рождается, вы называете его ребёнком. Через десять лет вы называете его мальчиком. Когда ему исполняется тридцать, вы называете его мужчиной, а в 75 лет - дедушкой. Ребёнок, мальчик, мужчина и дедушка - это различные стадии жизни одного и того же человека.
Время - это самая важная и драгоценная сила, которой Бог наделил человека. Время очень и очень важно. Не растрачивайте время впустую. Растрачивание времени - это растрачивание жизни. Время - это Бог. Мы приветствуем время и говорим: "Калая Намах, Кала Калая Намах, Каладарпа Даманая Намах, Калатитая Намах, Каласварупая Намах, Каланиямитая Намах (приветствия времени, приветствия тому, кто находится за пределами времени, кто покорил время, кто превзошёл время, кто является воплощением времени, кто предопределяет время)". Всё зависит от времени. Время определяет даже рождение и смерть. Когда человек умирает, люди говорят, что пришло время. Время ответственно даже за созревание плода. Время - это самый важный аспект, и оно является основой всего.
Студенты!
Люди распространяют пустые сплетни, плохо отзываются о других людях и впустую растрачивают своё время.
Осмеивать других людей - это великий грех. Вы никогда не сможете избежать последствий таких действий. На самом деле, другие люди не являются другими, так как они поистине являются воплощением Бога. Слушайте, о, доблестные сыны Бхараты! (стихотворение на телугу)
Когда вы осмеиваете других людей, вы на самом деле осмеиваете Самого Бога. Поэтому никогда никого не осмеивайте и не критикуйте. Вы растрачиваете много времени впустую, критикуя других людей. Разве вам больше нечего делать, кроме того, чтобы критиковать людей? Если вам больше нечего делать, то лучше расстелите матрас и ложитесь спать. Зачем вам растрачивать время в нечестивых разговорах? Тот, кто неверно использует время, является великим грешником.
Бхарата - это земля изобилия
Земля Бхараты не нуждается ни в чём. Бхарата считается Аннапурной (землёй щедрости). Бхарата не нуждается в плодородных землях или полноводных реках. Здесь можно собирать урожай всех видов растений. Ресурсы, которые есть в Бхарате, недоступны в другой местности. Если бхаратийцы будут усердно трудиться, то Бхарата поистине станет щедрой землёй. Бхарата вынуждена брать ссуды у других стран, потому что её жители не готовы усердно трудиться. Зачем нам брать ссуды? У нас есть всё в изобилии. Единственное, что нам нужно сделать, это верно использовать наши ресурсы. Освятите своё время усердным трудом. Каждый человек может получить свою долю, если будет усердно работать. Разве вы не сможете наполнить свой желудок, если будете трудиться? Хотя Бог дал вам две руки, вы не можете наполнить свой желудок из-за лени. Работайте усердно. Выполняйте свой долг. Тогда вы сможете обрести здоровье и счастье. Сегодня люди готовы есть, но не работать. Более того, им нравится участвовать в пустых спорах.
Те, кто вовлекаются в споры, наполняют свою голову грязью. В пустаках (книгах) содержатся многочисленные знания, но какая польза от мастаки (головы), наполненной грязью? Вы можете наполнить свою голову знаниями из книг, но не превращайте свою голову в ещё одну книгу. В спорах принимают участие те, кто не обладает всеобъемлющим знанием. Такие люди поистине являются глупцами. Никогда не принимайте участие в пустых спорах. Как вы можете доказывать то, чего вы не знаете? Вы начинаете представлять себе то, что находится за луной, но вы не видели этого. Тогда как вы можете спорить об этом? Как вы можете узнать, что там находится? Если кто-то спросит вас, что находится под вашими ногами, то вы ответите, что под вашими ногами находится земля, потому что у вас есть прямое знание об этом. Но что вы получаете от того, что спорите о чём-то, чего вы не знаете? Вы только впустую тратите время, энергию и силу памяти. И не только это, вы преждевременно состаритесь.
Мои мысли, слова и дела находятся в совершенной гармонии. У Меня совершенная память, и нет никаких слабостей. Как выглядят современные 17, 18 и 20-летние юноши? У них такие лица, будто они выпили касторовое масло, у них впалые щёки. Студенты всегда должны быть счастливы, энергичны и активны. Они так же должны быть заботливыми. Какую бы работу вы ни выполняли, делайте её хорошо. Только тогда вы сможете обрести покой и счастье, и нация будет пребывать в безопасности.
Студенты!
Так как сегодня недостаточно людей, желающих усердно трудиться, мы вынуждены зависеть от помощи других наций. Если вы оглянетесь назад и проведёте анализ, то вы поймёте, как британцы завладели этой страной. Как такая маленькая страна, как Англия, могла покорить такую обширную страну, как Бхарата с огромным населением? Причина заключается в том, что жители Бхараты предали свою страну из-за своего эгоизма и жажды денег. Они были ленивыми и не готовы были выполнять какую-либо тяжёлую работу. Вот почему Британия смогла проглотить всю Индию, как идли. Жители Индии подобны сильному слону, не осознающему своей силы. Взмахом своего хвоста, слон может далеко отбросить погонщика. Такого сильного слона контролирует погонщик с помощью небольшой палки с железным багром. Причина заключается в том, что слон не осознаёт своей силы. Каждый человек и каждый студент наделён большой силой и энергией. Они могут выполнить любое сложное задание. Если человек примет твёрдое решение, то в этом мире он сможет достичь всего. Маленький муравей может пройти несколько километров, если приложит усилие. С другой стороны, даже орёл не сможет сдвинуться ни на один сантиметр, если не будет прилагать усилие.
Тьягараджа пел так: "Чимало Брахмало Шива Кешаваадулало Према Мира Веласи Унде Бирудху Вахинчина Рама Нанну Бровара (О, Рама! В Своей чистой и незапятнанной форме любви Ты обитаешь во всех существах от муравья до Брахмана, а так же в Шиве и Кешаве. Пожалуйста, защити и меня)". Человек, в котором есть жизненный принцип, это Шива (жизнь), человек без жизненного принципа - это шава (труп). Поэтому человек поистине является воплощением Шивы. Всё, что человек делает - гуляет, разговаривает, читает, пишет и т.д. - он делает только с помощью своей внутренней Божественной силы.
Тьягараджа был глубоко потрясён, когда столкнулся с суровым испытанием: его старший брат выбросил в реку Кавери изображение Господа Рамы, которому он поклонялся. Тьягараджа стал жаловаться: "О, Рама! Для чего ты послал мне такое великое испытание? Разве у меня нет преданности, или у Тебя нет силы, чтобы защитить меня? Если у Тебя действительно есть сила, способная защитить меня, то почему я переживаю все эти страдания? У меня, несомненно, есть преданность, потому что не проходит и мгновение, чтобы я не думал о Тебе. Поэтому у меня есть преданность, но у Тебя нет силы". Так Тьягараджа гордился своей преданностью. Это подобно тому, как танцор обвиняет аккомпаниатора для того, чтобы скрыть недостатки своего исполнения. Позже Тьягараджа раскаивался в своей ошибке. Он сказал себе: "Как мне не стыдно! Моя преданность не истинная. Господь Рама, несомненно, всемогущий". И затем Тьягараджа пел:
Только благодаря силе Рамы обезьяна смогла пересечь огромный океан, не так ли? Разве Лакшми Дэви, богиня богатства, стала бы Его супругой? Разве Лакшмана поклонялся бы Ему? Разве разумный Бхарата приветствовал бы Его? Разве не происходит всё это благодаря могущественной силе Рамы? Поистине сила Рамы находится за пределами всех описаний. (стихотворение на телугу)
Тьягараджа сказал: "О, Рама! Твою силу невозможно описать. Если бы не сила Твоего имени, то смогла бы обезьяна пересечь океан? Все поклоняются Лакшми, богине богатства. Поэтому нет ни одного человека, который бы не поклонялся ей. Даже сумасшедший человек протягивает руку, чтобы получить деньги. Поклонялась бы тебе такая могущественная Лакшми, если бы у Тебя не было силы? Свами, мы не способны познать, насколько величественна Твоя сила. Сосуд моего сердца очень маленький. Поэтому я могу получить только небольшую часть Твоей милости. Поэтому недостаток заключён не в Тебе, а во мне, так как мой сосуд слишком мал. Если бы я смог увеличить сосуд своего сердца, то смог бы наполнить его Твоей любовью и милостью настолько, насколько захочу".
Бог - воплощение любви. Живите в любви. Вы должны увеличить сосуд своего сердца, чтобы наполнить его любовью и милостью Бога. Если ваше сердце ограниченное, то обвинять Бога в том, что вы неспособны принять Его безграничную милость, это большая ошибка.
Студентам следует развивать нравственные качества
Система нашего образования настолько несовершенна, что она не способна воспитывать в студентах нравственные, этические и духовные ценности. Однажды жил пандит (учёный), который тщательно проводил Сандхья Ванданам (ритуал поклонения Богу), пел Гаятри Мантру и жил священной жизнью. У него был сын, который попал в плохую компанию. Скажи мне, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты. Однажды сын пришёл к отцу и сказал: "Я хочу поехать в Америку, так как все мои друзья уезжают туда". Отец посоветовал ему: "Дорогой мой, в Америке невозможно следовать нашим священным традициям. Ты не сможешь там петь Гаятри Мантру и проводить Сандхья Ванданам. Даже если ты будешь пытаться делать это, люди будут смеяться над тобой и называть сумасшедшим индусом. Поэтому я советую тебе не ехать в Америку". Но сын был настроен очень категорично и настоял на своём отъезде. Он был единственным сыном у своих родителей. Человек попадает в тройную ловушку Дханешаны, Дарешаны и Путрешаны (желания получить деньги, жену и потомство). Так как пандит не хотел вызвать недовольство сына, он согласился. Молодой человек поехал в Дели, получил паспорт и визу. На следующий день он вылетел в Америку. Перед отправлением самолёта отец посоветовал сыну: "Сын, куда бы ты ни пошёл, никогда не забывай божество нашей семьи - Мать Кали. Всегда размышляй о ней, каждый день утром и вечером проводи Сандхья Ванданам и регулярно пой Гаятри Мантру". Сын охотно согласился делать всё, что сказал ему отец. Он охотно дал обещание отцу. Хотя он пообещал отцу следовать его наставлениям, но он не относился к данному обещанию серьёзно, и его единственным желанием было попасть в Америку. Любыми способами он хотел оказаться в Америке, так как думал, что Америка - это небеса на земле. Но, на самом деле, это не так. Жизнь в Америке искусственна. С другой стороны, какая священная и благословенная земля Индии! Это Пунья Бхуми, Тьяга Бхуми и Карма Бхуми (земля добродетелей, жертвенности и действия).
Через пять лет пребывания в Америке сын забыл свой родной язык. Говоря с мамой по телефону, он не мог разговаривать на телугу. Несчастная мать не могла понять, что говорит её сын. Она была женщиной, следующей культурным традициям Индии, и не знала современного стиля жизни. Она передала телефон отцу. Тогда сын стал говорить на английском языке со своим отцом: "Отец, я должен прожить тут ещё пять лет, чтобы получить высшее образование". Что он изучал там? На самом деле, он не закончил курс, ради которого уехал в Америку. Все деньги, которые отправлял ему отец, сын тратил на еду и жил лёгкой жизнью. На языке телугу есть поговорка: "Безработный парикмахер пытается побрить голову коту". Так сын проводил время, не делая ничего полезного. Отец подумал, что, если он не вмешается, то сумасшедший парень не вернётся в Индию. Поэтому он придумал план. Он отправил сыну срочную телеграмму, в которой написал: "Состояние мамы очень серьёзное, приезжай немедленно". Боясь того, что отец больше не будет присылать ему деньги, сын решил вернуться в Индию. Родители были очень счастливы, что их сын вернулся. В своих письмах из Америки сын лгал родителям, что он не забыл Божественную Мать, что он регулярно поёт Гаятри Мантру.
Отец поехал в аэропорт, чтобы встретить сына и сразу отвезти его на машине в храм Матери Кали. Отец просил благословения у Божественной Матери, когда отправлял сына в Америку, и теперь хотел получить её благословения перед тем, как привести сына домой. Когда отец и сын подошли к храму, отец сказал сыну поприветствовать Божественную Мать. Сын посмотрел на изображение Матери Кали и сказал: "Как поживаете, мадам?" Поведение сына глубоко поразило отца. Он стал бранить сына: "Как тебе не стыдно! Этому ты научился в Америке? Ты не достоин быть моим сыном. Убирайся!" Какое невежество проявил сын, когда обратился к Божественной Матери с такими словами: "Как поживаете, мадам?" Разве это характеризует образованного человека? Разве такое поведение достойно человека? Нет, это демоническое качество. Какими бы высокообразованными ни были люди, этого недостаточно для того, чтобы называться людьми. Сегодня многие студенты становятся такими. Прежде всего, студентам следует развивать нравственные качества. Без них жизнь не имеет смысла. Сегодня страна переживает такой хаос, потому что в людях не воспитаны нравственные качества. Нравственность - это самый важный аспект. Вы станете воплощением Божественного Триединства, когда разовьёте три принципа: Дайва Прити, Паапа Бхити и Сангха Нити (любовь к Богу, страх греха и нравственность в обществе). Какое бы образование вы ни получали, никогда не утрачивайте веру в Бога. Человек без веры в Бога, поистине является живым трупом. Даже умершие животные имеют некоторую ценность, так как их кожа может быть использована. Но у тела мёртвого человека нет никакой ценности. Поэтому человеку следует стремиться обрести доброе имя, пока он жив. Это идеальная жизнь. Вы сможете жить такой жизнью, если развиваете любовь к Богу. Если у вас есть любовь к Богу, то вы сможете обрести в жизни всё.
(Бхагаван завершил выступление бхаджаном "Према Мудита Манасе Кахо...")
сентябрь 2013 года