Саи Рам!




Поиск по сайту

Материалы сайта
Трансляции из Ашрама
Чтобы прослушать трансляцию,
кликните на изображении.


Ежедневно
c 8:00 до 9:30
и с 16:30 до 18:00
(по индийскому времени)
Радио. Бхаджаны
Чтобы прослушать радио,
кликните на изображении.

Бхаджаны 24х7


По материалам сайта
www.radiosai.org
Цветы добродетелей
Предайтесь Мне
Речи ораторов
Послание Господа
Вдохновение Саи
Из журнала "Бал Викас"
Из "Санатана Саратхи"

Фотоальбомы
Полезные ссылки
Ваше мнение
Познайте себя
Любите ли Вы Свами?
Всего ответов: 425
Чеки Бхагавана
"Those who perform japa, dhyana and puja (reciting God's name, meditation, worship) conceiving God as separate from themselves, are the victims of dualism". Baba

"Те, кто занимаются джапой, дхьяной и проводят пуджу (повторяют имя Бога, занимаются медитацией и проводят ритуалы поклонения), воспринимают Бога отдельно от себя и являются жертвами двойственности". Баба
Паззлы-медитации
ОмШриСаиРам.Ру
Незабываемое
Фотокомпозиции
Видеопрезентации
Скринсейверы
Ливни милости Саи
Мелодии для телефона
Чтобы прослушать и загрузить
мелодии, кликните на изображении.

    Обои для компьютера
    Чтобы просмотреть обои,
    кликните на изображении.



      Беседа Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 8 сентября 1996 года



      Файлы для печати брошюры и для электронных книг


      Брошюра


      Для печати:







      Для электронных книг:




      Уголок Уголок

      ОБРЕТИТЕ НЕЗАВИСИМОСТЬ
      АТМИЧЕСКОГО ЦАРСТВА

      Человек может изучить Веды и Веданту,
      Он может научиться писать
      прозой и стихами,
      Но, если у него нет чистоты сердца,
      он разрушит себя.
      Никогда не забывайте эти мудрые слова.

      (стихотворение на телугу)

      ЛЮБОВЬ - ЭТО ЛЕКАРСТВО
      ОТ ВСЕХ ПРОБЛЕМ

      Учение Вед основано на принципе двайты (двойственности), а Веданта - это принцип адвайты (недвойственности). Именно этому учил Ади Шанкара и объяснял на различных примерах. Отношения, которые существуют между Ведантой и Ведами подобны отношениям между телом и различными его частями - глазами, ушами, носом, ртом, руками и ногами. Так же как части тела относятся к телу, так и люди - к обществу. Общество - это часть человечества, человечество - часть природы, а природа - часть Бога. Если вы глубоко исследуете эти взаимоотношения, то обнаружите основополагающий принцип адвайты в творении.

      Желание - это основная причина двойственности

      На собрании в Каши (Варанаси) ведические учёные начали дискутировать, основываясь на различиях во мнениях на философские предметы. Забавляясь этим зрелищем, Шанкара сказал: "Вадэ Вадэ Ваджратэ Вайрам (споры приводят к конфликтам)". Такие споры ведут только к враждебности. Они не принесут покоя. Ни одну проблему невозможно решить бесполезным спором.

      Преодолеть беспокойства - это основная трудность человека. На самом деле, вся жизнь человека наполнена беспокойствами. В жизни человека нет ни одного момента, когда бы он был свободен от беспокойств.

      Бхагаван Шри Сатья Саи Баба

      Рождение - это беспокойство, жизнь на земле - беспокойство;
      мир - причина для беспокойства, как и смерть;
      детство - беспокойство, старость - беспокойство;
      жизнь - беспокойство, неудача - беспокойство;
      все действия и трудности - причины для беспокойства;
      даже счастье таинственным образом является беспокойством.
      Только преданность Свами прекратит все ваши беспокойства.
      О, люди! Развивайте такую преданность и любовь"

      (стихотворение на телугу)

      Вы сможете избавиться от беспокойств только с помощью любви к Богу. Любовь - это лекарство от всех проблем. Там, где любовь, там не будет ненависти, зависти и различий. У любви есть сила развивать равенство и гармонию. Но в Ведах немного говорится об этом принципе любви.

      Многие ведические учёные используют знания Вед для осуществления своих желаний, а не для того, чтобы осознать Божественность. От рассвета до заката они поют Веды и распространяют учение Вед, но не применяют эти наставления на практике. Гимн "Чамакам", который является частью "Рудра Прашны", имеет дело с желаниями человека. В этих мантрах слова ча мэ, означающие "я хочу этого, я хочу того", повторяются снова и снова. Желание - основная причина двойственности. Желание иметь определённую вещь появляется, так как вы думаете, что она существует отдельно от вас. В таком случае существуют два объекта: человек, который желает, и предмет желания. Принцип адвайты акцентирует внимание на единстве желающего и предмета желания. Человек следует принципу двайты, когда считает, что он отличается от предмета желания. Вот это носовой платок. Вы говорите: "Я хочу, чтобы у меня был носовой платок", - потому что он отличается от вас. Это двойственность. Но основополагающий принцип адвайты можно легко продемонстрировать на примере с носовым платком. Это ткань, но если вы проведёте глубокий анализ, то поймёте, что это не ткань, а переплетение нитей. Благодаря дальнейшему исследованию вы сможете сказать, что это не нити, а хлопок. На самом деле, хлопок, нити и ткань - всё это одно и то же. Здесь вы должны исследовать два аспекта - пратьякшу (непосредственный опыт) и парокшу (косвенный опыт). Даже после того, как вы получили непосредственный опыт чего-либо, иногда невозможно описать его словами. Например, немой человек не может описать вкус пищи, которую он съел. Подобно этому блаженство адвайты невозможно описать словами. Его можно только пережить, но не объяснить это переживание людям. Когда непосредственный опыт нужно объяснить другим, он не имеет большого значения. Но, к сожалению, люди придают значение только непосредственному опыту; они не придают косвенному доказательству значение.

      Божественность присутствует во всех людях

      Приведу небольшой пример. Возьмём кубик льда. Что является его основой? Вода. Кубик льда - это пратьякша прамана (непосредственное доказательство), а вода - это парокша прамана (косвенное доказательство). Без воды не было бы кубика льда. Что важнее кубик льда или вода? Вода, парокша, которая является основой кубика льда. Подобно этому невидимая Божественность является основой видимого мира. Но человек не способен осознать эту истину, потому что он только поёт ведические мантры и пытается пережить наставления Вед, но не применяет их на практике. Он живёт мирской жизнью, идёт по пути правритти (мира) в этой преходящей природе(пракрити). Путь нивритти (духовности) полностью противоположен правритти. Правритти ведёт к мирской жизни, а нивритти - к Божественности.

      Несмотря ни на какие трудности, Шанкара усердно стремился распространять принцип Божественности, являющийся основой этого творения. Его духовный учитель Гаудапада оказывал ему всевозможную поддержку и вдохновлял его. Хотя Шанкара был юношей, но у него была непоколебимая решимость распространять учение адвайты. Если Шанкара в юном возрасте шестнадцати лет мог принимать участие в дебатах с великими ведическими учёными и убедить их в существовании адвайты, то это происходило только благодаря силе Божественности, которая являлась движущей силой. Адвайта - основа всего. Что такое адвайта? Это единство всего. Для того чтобы привлечь детей, некоторые торговцы на рынке продают леденцы в форме различных животных - кота, слона, собаки и т.д. Простодушные дети видят только форму и говорят: "Я хочу кошку, я хочу слона". Названия и формы леденцов разные, но их основой является сахар. Когда вы едите какую-либо часть этих животных - уши, хвост - все они сладкие. На самом деле, вся форма наполнена сладостью. Подобно этому Божественность пронизывает весь мир. Сарвам Кхальвидам Брахма (поистине всё это Брахман), Ишавасьям Идам Сарвам (Бог пронизывает всю вселенную). Ишвара Сарва Бхутанам (Бог обитает во всех существах). Шанкара осознал эту истину и передавал её всему миру. Но некоторые преданные наделяют Бога определённой формой и именем и считают, что форма, которой они поклоняются, превосходит другие формы Бога. В этом заключается причина всех различий.

      Один богатый человек очень любил Господа Кришну и был глубоко предан Ему. Он хотел, чтобы у него было изображение Кришны, сделанное из золота, для того чтобы каждый день проводить пуджу (ритуал поклонения), абхишекам (церемониальное омовение) и пить освящённую воду. Он пошёл к ювелиру, дал ему двадцать золотых монет и попросил его сделать изображение Кришны. Он дал ему ещё двадцать золотых монет и попросил изготовить изображение коровы, чтобы её можно было поставить за Кришной, а также такое же количество монет для изготовления павлина, которого можно было бы поставить рядом с Кришной. Для того чтобы ежедневно проводить абхишекам, он изготовил чашу. Обычно он проводил абхишекам изображению Кришны и пил освящённую воду. Но поток времени не может оставаться всегда одним и тем же. Никто не может сказать, когда он столкнётся с трудностями. Счастье и печаль подобны двум горшкам, висящим по обе стороны кавади (шест с петлями с обеих сторон для того, чтобы можно было к ним прикрепить горшки). Кто может знать, что произойдёт в следующий момент? Кшине Пунье Мартьялокам Вишанти (как только человек израсходует накопленные заслуги, он должен уйти в мир мёртвых). Финансовое положение богатого человека с каждым днём становилось всё хуже и хуже. Когда ему было трудно сводить концы с концами, он решил продать золотые изображения другому богатому человеку и выручить некоторую сумму денег. Другой богатый человек сначала взвесил чашу, используемую для проведения абхишекам, и назначил цену в шестьдесят тысяч рупий, так как она была сделана из двадцати золотых монет. Затем он взвесил изображения павлина, коровы и Кришны и назначил цену для каждой вещи в шестьдесят тысяч рупий. Но продавца это не удовлетворило. Он сказал: "Что это! Вы даёте одну и ту же цену за изображение Кришны, коровы, павлина и чаши. Я не могу смириться с этим. Вы должны назначить большую цену за Кришну".

      Тогда покупатель сказал: "Вы придаёте большую ценность изображению Кришны, потому что форма Кришны имеет для вас большее значение. А для меня важно золото, содержащееся в каждой вещи". Для него был важен вес золота, а не его форма. Подобно этому вы придаёте значение людям, основываясь на их именах и формах, не понимая, что одна и та же Божественность находится в каждой форме, состоящей из пяти элементов. Осознание этого единства - это принцип адвайты. В каждом человеке присутствуют только пять элементов, шестого элемента нет ни у кого. Но вы заблуждаетесь, потому что принимаете во внимание форму.

      Избыточные желания порождают несчастье

      Избыточные желания являются причиной страданий. Желания необходимы, но их нужно ограничивать. Большинство из вас, возможно, читали историю царя Мидаса. Хотя он был очень богатым человеком, но им овладела жадность. Поэтому он стал молиться Богу от рассвета до заката с глубокой преданностью. Преданные молятся, и Бог выполняет их молитвы. Бог появился перед ним и предложил исполнить его желание. Тогда Мидас сказал: "О, Господь, пусть всё, к чему я буду прикасаться, будет превращаться в золото. Пожалуйста, дай мне этот дар". Бог предупредил его: "Тебе не следует просить этот дар. Благодаря ему, ты не получишь никакого счастья; скорее ты станешь жертвой многих проблем и беспокойств. В конечном итоге, ты разрушишь свою жизнь. Поэтому не проси Меня об этом даре". Но Мидас настаивал: "Оставь мне мою судьбу. Я хочу получить только этот дар". Что можно сделать, если человек не слушает совет?

      Может ли кто-нибудь изменить то,
      что предначертано кому-то судьбой?
      Нет смысла в том, чтобы сожалеть об этом даже сто лет.

      (стихотворение на телугу)

      Тогда Бог сказал: "Хорошо, если ты хочешь страдать от своей судьбы, ты можешь страдать" - исполнил его желание и исчез.

      Получив дар, Мидас очень обрадовался. Он пришёл домой, сел на матрас и положил рядом с собой подушку. Тут же и матрас, и подушка превратились в золото. Мидас очень обрадовался этому, но он хотел ещё испытать полученный дар. Поэтому он пошёл в сад. Все деревья, цветы и молодые деревца превращались в золото, когда он до них дотрагивался. Через некоторое время Мидас устал и проголодался. Он попросил слугу принести ему еду. Когда он попытался поесть, еда превратилась в золото, как только он взял её в руки. Царь чувствовал голод, но не мог ничего съесть. Он закричал: "Увы! Что же теперь будет со мной!" В отчаянии он обнял свою дочь, и она превратилась в золотую статую. Тогда Мидас опомнился. Он стал каяться: "Какой стыд, каким я был глупцом, что не послушал совета Бога". Он опять стал от всего сердца молиться Богу. Бог предстал перед ним и сказал: "Мой дорогой! Ты оказался в таком положении, потому что не слушал Меня. Что ты теперь хочешь?" Мидас попросил Бога взять дар назад. С этого момента Мидас чувствовал удовлетворение от того, что у него было.

      Избыточные желания ведут к таким гибельным последствиям. Тот, кто безоговорочно следует божественным наставлениям, будет благословлён всеми удобствами и благами. Вот почему Шанкара сказал:

      О, человек, избавься от жажды денег.
      С помощью верного различения
      откажись от всех своих желаний.
      Богатство, которое у тебя есть,
      это только результат действий,
      которые ты совершил в прошлом.
      Поэтому будь доволен тем, что у тебя есть.

      (песня на телугу)

      Какие у вас чувства, таким будет и результат

      О, человек! У тебя может быть некоторое количество желаний. Но не будь жадным. Ты должен развивать любовь для того, чтобы достичь Бога. Только эта любовь обеспечит тебя всем, что тебе нужно. Она даст тебе всё, что ты просишь, в определённое время и в назначенном месте.

      Не проси, о, ум, не проси. Чем больше ты просишь,
      тем больше тобою будут пренебрегать.
      Бог, несомненно, дарует тебе то, что ты заслуживаешь,
      и Его не нужно об этом просить.
      Разве Он не выполнил желание Сабари,
      которая никогда Его об этом не просила?
      Разве Он не даровал освобождение Джатаю,
      который никогда не просил об этом,
      а отдал за Него свою жизнь?

      (стихотворение на телугу)

      Царь Дашаратха попросил Раму налить воду в его рот в последние моменты жизни. Но, когда приблизился конец, он был не настолько счастливым, чтобы Рама находился рядом с ним. Однако Рама налил воду в клюв Джатаю, хотя Джатаю не просил Его об этом даре. Рама освятил жизнь Джатаю и даровал ему освобождение. Сабари день и ночь повторяла имя Рамы. Просила ли она Его о чём-нибудь? Нет. Узнав о том, что Рама вошёл в лес, она ждала Его каждый день. Она не знала, по какому пути пойдёт Рама, поэтому она расчистила все дороги, ведущие к её хижине. Сидя под ягодным деревом, она думала: "Кажется, Господь Рама пришёл в лес вместе с Матерью Ситой. Он может пройти по этой дороге и попросить меня: "Мать, дай мне поесть фруктов". Она мечтала об этом, так как очень любила Господа Раму.

      Она собрала несколько фруктов, осмотрела каждый плод и отложила самые сладкие для подношения Господу Раме. Господь Рама ответил на её чувства и излил Свою милость. Бог - воплощение ануграхи (милости); в Нём нет и следа аграхи (гнева). Но в пословице говорится: "Яд Бхавам Тад Бхавати (какие чувства, таким будет и результат)", - и Он отвечает в соответствии с чувствами духовного искателя. Когда вы стоите перед зеркалом и делаете жест приветствия, вы видите, что отражение повторяет ваши действия. Если вы в гневе направите на него палец, то ваше отражение сделает то же самое по отношению к вам. Подобно этому, природа похожа на зеркало. Какое действие вы совершаете, такой будет её реакция.

      О, человек, разве ты можешь избежать последствий своих действий?
      Ты можешь изучить все священные тексты и поклоняться семейным божествам,
      Ты можешь отправиться в лес и интенсивно заниматься аскезой,
      Но ты не сможешь избежать последствий своих действий.

      (стихотворение на телугу)

      Деньги приносят много зла

      Бог - причина, природа - следствие. Этот мир является ничем иным, как воплощением причины и следствия. Всё, что вы делаете, находясь перед зеркалом природы, вернётся к вам в форме реакции, отражения и отзвука. На самом деле, есть только одно существо. Вы видите предмет и его отражение только тогда, когда есть зеркало. Без него не может быть отражения. В этом заключается тайна природы.

      С мирской точки зрения есть три объекта - вы, ваше отражение и зеркало. Если вы спросите, сколько останется, если от трёх отнять единицу, то даже первоклассник ответит вам, что будет два. Он хорошо знает математику с мирской точки зрения. Но Бог не согласится с этим. Он скажет, что три минус один равняется единице. Вы можете смеяться над Богом: "Должно быть, Бог не учился ни в одной школе. Он не знает основных принципов математики". Тогда Бог скажет: "О, сумасброд, есть три объекта - ты, твоё отражение и зеркало. Убери зеркало. Останешься только ты, реальность". Мирская точка зрения отличается от духовной. Многие люди говорят, что деньги создают многие вещи. Но Я говорю, что деньги приносят много зла. Вы сможете верно использовать деньги только тогда, когда вы осознаете эту истину.

      Осознайте принцип единства

      Шанкара мог объяснить принцип единства, используя даже повседневный опыт человека. В этом заключается уникальность его философии адвайты. Вчера Я сказал вам, что горшков много, но глина одна; украшений много, но золото одно. Подобно этому Бог один, но Он проявляется в различных формах. Экам Сат Випрах Бахудха Ваданти (истина одна, но мудрецы называют её по-разному). Люди могут называть Бога различными именами: Аллах, Иисус, Будда, Заратустра, Рама, Хари и Хара. Но Бог один. Это можно продемонстрировать с помощью примера из повседневной жизни. Жена называет хозяина дома "дорогой муж", внук - "дорогой дедушка", брат - "дорогой брат", сын - "дорогой отец", а жена сына - "дорогой свёкор". Хотя человек один, но его разные люди называют по-разному, основываясь на своих взаимоотношениях с ним. Это мирские отношения.

      Люди молятся Богу и говорят:

      Твамева Матача Пита Твамева,
      Твамева Бандхусча Сакха Твамева,
      Твамева Видья Дравинам Твамева,
      Твамева Сарвам Мама Дэвадэва.

      (стихотворение на санскрите)

      (О, Господь! Только Ты - мой отец и мать, друг и родственник, мудрость и богатство. Ты для меня - всё).

      Но Шанкара не одобрял такую молитву. Когда вы говорите: "Ты - мой отец", - вы отличны от отца. Шанкара сказал, что говорить, Ты - мой отец, Ты - моя мать и т.д., неверно. Это принцип двойственности. Вместо этого вам следует говорить: "Ты - это я, я - это Ты. Ты и я едины". Это учение адвайты. Веды утверждают эту же истину в Махавакьяс (утверждениях с глубоким смыслом). "Ахам Брахмасми (Я - Брахман), Таттвамаси (Ты есть То)". Блаженство появляется благодаря переживанию единства. Вот почему Шанкара распространял учение о принципе адвайты. Тем не менее, осознать этот принцип не так просто. Вы должны провести верное исследование и пройти процесс самскары (очищения). Когда вы достигнете зрелой стадии самскары, вы легко сможете осознать принцип единства. Какой счастливый тот человек, который осознал принцип единства! На самом деле, в этом мире нет никого счастливее его. Он - Царь царей и Император всех императоров. Он - царь Атмического царства. Атман пронизывает каждого человека с головы до ног. Яд мирской жизни стремится получить только тот, кто не осознал присутствие в своём теле бессмертного Истинного Я. Как только вы почувствуете вкус этой божественной амброзии, вы утратите вкус к мирским вещам. Поэтому вам следует приложить усилия для того, чтобы осознать Атман. Вот почему Шанкара усиленно стремился передавать знание о принципе адвайты как в деревнях, так и в городах простым людям и ведическим учёным.Шанкара демонстрировал идеал в каждом аспекте своей жизни. Перед тем, как уйти из дома, он дал обещание матери. Она сказала: "Дорогой мой, ты стал отречённым и уходишь из дома. Но я хочу, чтобы ты был рядом со мной, когда я буду покидать это тело". У Шанкары было чистое сердце, и он сдержал данное матери обещание. На самом деле, всё, что человек говорит с чистым сердцем, становится истиной. Если он показывает на цветок и говорит, что это не цветок, то цветок перестанет быть цветком. Вам следует понять эту истину.

      Вера делает вас достойными людьми

      Вот случай из Махабхараты, иллюстрирующий эту истину. За день до начала Махабхараты Кришна вместе с Арджуной пошёл в лес. Они обсуждали вопрос, кто будет с кем сражаться, и другие вопросы, связанные с войной. В то время Кришна захотел протестировать Арджуну. Перед тем, как излить свою милость на преданного, Бог всегда проверяет его, чтобы определить, заслуживает ли он этого. Бог делает это потому, что использовать даруемую милость наилучшим образом может только человек, который достоин её получить. Когда стемнело, Кришна сказал Арджуне: "Давай вернёмся домой". Дальше Он начал тестировать Арджуну.

      Он показал на птицу, сидящую на дереве и сказал: "Арджуна, посмотри, как прекрасен этот павлин!" Кришна начал этот разговор для того, чтобы увидеть, в каком состоянии находится ум Арджуны. Арджуна ответил: "Да, Свами, этот павлин действительно красивый". Кришна сказал: "О, глупец, это же не павлин. Разве ты не видишь, что это орёл?" Арджуна ответил: "Да, Свами, это орёл". Тогда Кришна хлопнул его по спине и сказал: "Какой же ты глупец, Арджуна, ты не можешь отличить павлина от орла или какой-либо другой птицы? Посмотри внимательно. Это не павлин, и не орёл. Это голубь". Арджуна ответил: "Да, Свами, это голубь". Притворившись, что Он немного рассердился, Кришна спросил: "У тебя нет здравого смысла? У тебя нет силы различения? О чём ты думаешь? Кажется, что ты не задумываешься о том, является ли эта птица павлином, орлом или голубем. Ты, не задумываясь, соглашаешься с тем, что Я говорю". Тогда Арджуна ответил: "О, Кришна, если я скажу, что это не павлин, то Ты можешь превратить его в павлина. Подобно этому, если я скажу, что это не орёл или не голубь, Ты можешь превратить птицу в этих птиц. Ты можешь сделать всё. Поэтому Твоё слово важно для меня. Разве для меня имеет значение, будет ли это голубь, павлин или орёл?" Кришна очень обрадовался тому, что Арджуна так глубоко верил Его словам. Он положил руку на голову Арджуны и благословил его.

      Манмана Бхава Мадбхакто
      Мадьяджи Маам Намаскуру
      Маам Эваишьяси Сатьям
      Те Пратиджанэ Прийо Аси Ме.

      (Сконцентрируйте ум на Мне, предайтесь Мне, почитайте Меня и поклоняйтесь Мне. Поистине, Я обещаю, что вы придёте ко Мне, так как вы дороги Мне).

      Кришна сказал Арджуне: "Теперь ты стал Моим настоящим преданным. У тебя абсолютная вера в Мои слова, и поэтому ты будешь одерживать победу во всём, что ты будешь делать". Только после этого случая Кришна передал Арджуне знание "Бхагавад Гиты". Какой смысл передавать знание священных текстов человеку, у которого нет веры? Когда началась Махабхарата, Кришне было 86 лет, а Арджуне - 84 года. До этого момента Кришна никогда не пытался передать знание Веданты Арджуне. Неожиданно Он стал обучать его Веданте. Бог изливает Свою милость на человека в определённое время, в определённом месте и при определённых обстоятельствах. Он сказал: "Арджуна, кто эти люди? Ты думаешь, что они - твои родственники. Но, на самом деле, это не так. Ты, Я и они - это одно и то же". Услышав это, Арджуна совершенно запутался. Он подумал: "Как мы можем говорить, что всё это одно и то же? В таком случае, зачем воевать?" Тогда Кришна сказал: "О, глупец, для этого есть причина, которую Я понимаю, а ты - нет. Я - воплощение осознанности, а ты находишься в состоянии невежества".

      Не попадая под покров забвения,
      Всегда - в пробуждённом состоянии, состоянии сна и глубокого сна -
      Человеку следует осознавать мантру Сохам,
      Которая поможет ему познать Атма Таттву.
      По милости Садгуру,
      О, человек! Развивай силу различения.

      (стихотворение на телугу)

      Бог знает прошлое, настоящее и будущее

      Кришна добавил: "Я знаю прошлое, настоящее и будущее, а ты нет. Вот почему ты увлекаешься мирскими взаимоотношениями, которые устанавливаешь с людьми в настоящее время". Тогда Арджуна сказал: "Свами, Ты говоришь, что Ты, Я и они - это всё одно. Тогда почему только Ты осознаёшь эту истину, а я нет?" Кришна ответил: "Ты смотришь с мирской точки зрения, а Я - с точки зрения Нивритти или Атмана. Я нахожусь за пределами трёх периодов времени. Вот почему Я всеведущий, ты - нет".

      Для того чтобы проиллюстрировать это утверждение, Кришна провёл прекрасную аналогию. Расскажу вам эту историю, изменив имена, чтобы вы легко могли понять. Однажды один человек пришёл в Кашмир. Там он купил ткань, так как она была недорогая. Вернувшись из Кашмира, он отдал эту ткань матери, которая положила её в шкаф и забыла о ней. Прошло десять лет. Однажды мать нашла эту ткань в шкафу, когда что-то искала. Она позвала сына и сказала: "Пошей из этой ткани для себя что-нибудь". Сын сшил рубашку и надел её на свой день рождения. Когда он наклонился, чтобы поднять поднос со сладостями, которые приготовила мать, рубашка порвалась. Мать очень удивилась. Она сказала: "Это же новая рубашка, почему она так быстро порвалась?" Тогда сын объяснил ей: "Мать, рубашка, несомненно, новая, но ткань старая". Разве не так? Кришна сказал Арджуне: "Ты забыл свою реальность, подобно этой женщине, а Я всегда осознаю её. В этом заключается разница между тобой и Мной".

      Во время Махабхараты после смерти многих молодых воинов, включая его сына Абхиманью, печаль и уныние охватили Арджуну. Он спросил Кришну: "Свами, почему Абхиманью умер таким юным? Я - его отец, я гораздо старше его. Мне следовало умереть первым". Кришна ответил: "Никто не знает, кто и когда должен уйти. Никто не может избежать смерти, когда приходит назначенное время".

      Тело должно будет погибнуть,
      как бы хорошо вы его ни защищали и ни питали.
      Подобно этому то, что написано в вашей судьбе,
      хорошее и плохое, произойдёт,
      даже если вы спрячетесь в густом лесу.

      (стихотворение на телугу)

      Всё, что происходит в вашей жизни, это результат действий, совершённых в предыдущих жизнях. Например, молодой человек двадцати пяти лет делает двадцать ударов по камню, но камень не дробится. Позже, когда пожилой человек ударяет по камню только два раза, он раскалывается. Пожилой человек с гордостью говорит: "Этот молодой человек сделал двадцать ударов по камню и не расколол его, а я расколол его со второго удара". Тогда молодой человек сказал: "О, дедушка, не гордись своим достижением. Камень раскололся после двадцать второго удара, так как я уже ударил его двадцать раз. Пойми это". Подобно этому вы видите только настоящее, а Бог принимает во внимание так же прошлое и будущее. В этом заключается разница между видением Бога и человека. Семя настоящего появилось на дереве прошлого и является основой для дерева будущего. Вы видите только семя настоящего; вы не можете видеть прошлое и будущее, заключённое в семени. Господь Кришна сказал: "Бхиджам Маам Сарва Бхутанам (Я - источник всех живых существ)".

      Так Шанкара передавал знание о принципе адвайты всему миру. В основе адвайты лежит фундаментальный принцип: единство всего творения. В священных текстах собрано много примеров, с помощью которых человек может осознать этот фундаментальный принцип. Вам следует приложить усилия для того, чтобы понять его.

      (Бхагаван завершил выступление бхаджаном "Хе Шива Шанкара Намами Шанкара...")

      Из журнала "Санатана Саратхи",
      июль 2015 года




      Солнце

      Да будут счастливы все существа во всех мирах!
      Да будем мы все счастливы!
      Мир, мир, мир!