ПЕРЕЖИВАНИЕ САИ - ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС
В чём заключается цель прихода Аватара? Как мы можем совершить переход от Формы к Бесформенному? Это те темы, которые Саи Гридхар из Института Высшего образования Шри Сатья Саи раскрыл в заключительный день коллоквиума "Переживание Божественности - от Формы к Бесформенному", проводимого 23 - 25 апреля 2012 года в дни Шри Сатья Саи Радхана Махотсавам.
После окончания Университета Саи Гиридхар по наставлению Бхагавана начал проводить научные исследования на факультете химии для получения докторской степени. В течение нескольких десятилетий семья Саи Гиридхара приезжала в Прашанти Нилаям, и его воспоминания начинаются ещё в дошкольном периоде, когда Бхагаван проводил для него две важные церемонии - акшарабхьяса (благословение на обучение) и упанаяна (церемония священного шнура). Саи Гиридхар родом из Хайдерабада.
В дополнение к академической карьере Саи Гиридхар стал наставником в общежитии Шри Сатья Саи, а так же координатором культурных программ. Ниже приводится текст его выступления в Саи Кулвант Холле вечером 25 апреля 2012 года.
Я смиренно приветствую Того, благодаря которому немые начинают говорить, хромые отправляются в Гималаи, мысль о котором наполняет нас высшим трансцендентальным блаженством - Господа всех богов и моего возлюбленного Бхагавана.
Я приветствую всех вас, прекрасные искры Божественности. В отведенное сегодня время давайте поразмышляем вот о чём: в чём заключается цель прихода Аватара? Когда мы говорим о том, что должны перейти от Формы к Бесформенному, то о какой Форме мы говорим? Какова Форма Бога, и как мы можем осуществить переход от Формы к Бесформенному.
Цель прихода Аватара
Первый вопрос - в чём заключается цель прихода Аватара? Когда несколько наших профессоров обсуждали этот вопрос, у них возникли сомнения. Аватар Рама приходил в Трета Югу. Но очевидно, что в Двапара Югу, которая последовала за ней, дхарма (праведность) пришла в упадок. После того, как в Двапара Югу Господь Кришна оставил Свою смертную оболочку, наступила Кали Юга, и опять дхарма пришла в упадок. Но Сам Господь сказал, что, когда дхарма приходит в упадок, Он воплощается снова и снова! Тогда, что это за дхарма, которую приходит установить Господь?
В тот вечер преданные собрались в Мандире, здесь в Прашанти Нилаяме, и Бхагаван неожиданно попросил принести стол и выступил с речью. В тот день Он сказал: "Есть люди, которые размышляют о том, какую дхарму приходит установить Господь. Относится ли эта дхарма к телу или это высшая дхарма? Учит ли Он только тому, как жить идеальной жизнью? Какую же дхарму приходит установить Бог?" Бхагаван продолжал: "Бог приходит как Аватар для того, чтобы установить Према дхарму - любовь в сердцах преданных".
Если бы Господь Шри Рама не пришёл как Аватар, то появился бы Тьягараджа, вдохновивший миллионы людей следовать по пути любви к Богу? Если бы Господь Кришна не воплотился в Своей прекраснейшей форме, то смогла бы Мать Мирабай и Шри Рамануджачарья распространить послание любви к Богу через тысячи лет после Его прихода? Если бы Иисус не пришёл для того, чтобы рассказать о славе Его Мастера и Отца, то появились бы в мире миллионы последователей Иисуса, которые развили в своих сердцах любовь и сострадание?
Цель Аватара заключается не только в том, чтобы научить человека жить идеальной жизнью, установить изумительные правила жизни и открыть такие образцовые учреждения, как Суперспециализированный Госпиталь, образовательные учреждения и т.д. Несомненно, это прекрасные примеры, которым человечество может следовать, но цель Аватара находится далеко за пределами этого и заключается в том, чтобы трансформировать сердца людей. Аватар, о котором мы говорим сегодня, это наш возлюбленный Бхагаван. Даже если бы умы всех существ космоса пожелали понять Бхагавана, то ни не смогли бы этого сделать. Это возможно только тогда, когда Он пожелает раскрыть Себя нам, раскрыть секрет прихода Аватара. И Он сделал это, рассказав такую историю.
Однажды один преданный спросил Бхагавана: "Свами, что такое Трипура Рахасьям?" Бхагаван улыбнулся и сказал: "Позволь мне рассказать историю". И продолжил: "Однажды у Брахмы, Вишну и Махешвары появилось сомнение. Если вы в чём-то сомневаетесь, то можете пойти к духовному учителю. Если сомнения возникают у великих Мастеров, они идут к Брахме, Вишну и Махешваре, но, если эти боги начинают сомневаться, то к кому они обращаются? Брахма, Вишну и Махешвара обратились к Шакти или Трипура Деви, которая сотворила их. Мать Трипура Деви смиренно сказала: "Даже у меня нет ответов на ваши вопросы".
"Но я знаю, где вы сможете найти ответ на свой вопрос. Поэтому она повела Брахму Вишну и Махешвару к большим воротам. Она открыла их. За ними находился длинный зал".
Затем Свами сказал: "По обеим сторонам зала стояли тысячи тронов. У каждого трона было четыре ножки - Брахма, Вишну, Махешвара и Трипура Деви. Боги были ошеломлены, когда увидели тысячи Брахм, Вишну, Махешвар и Трипура Деви. Боги думали, что одни. Затем они захотели узнать, кому же они поклоняются. В конце зала они увидели прекрасные Лотосные Стопы. Когда они подняли головы для того, чтобы посмотреть, чьи это были стопы, они увидели Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу.
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба - это Космический Аватар, Ади Пуруша, который проявил Себя в Шакти, а эта Шакти воплотилась в многочисленных Трипура Деви, и каждая из них создала Творение. Сегодня даже наука признаёт существование нескольких параллельных вселенных. Существует множество вселенных, и Ади Пуруша (изначальное Существо), проявившийся как Ади Шакти для того, чтобы создать Творение, Сила, повелевшая проявиться многочисленным вселенным, пришёл сюда на эту прекрасную Землю, как Космический Гость". Такова прекрасная Форма Господа.
Бхагаван говорит: "Форма Аватара - это ничто иное, как воплощение любви и жертвенности преданных". Он явился нам, потому что мы хотели видеть Его. Он - воплощение нашей любви, наших аскез. Далее возникает вопрос - как я могу просить преданного отказаться от такой прекрасной Формы Господа? Как я могу просить преданного отбросить такую любвеобильную Форму нашего Господа?
Самый простой путь соединения с Божественностью
Мы все знаем, какой прекрасный пример Бхагаван подавал всем нам на тех интервью, которые Он нам дал. Он открывал дверь, приглашал всех войти и только тогда заходил Сам. Затем Он включал вентилятор, закрывал дверь, садился и начинал беседу. Каким идеальным хозяином Он был!
На интервью, которое Он давал одному студенту, всё происходило точно так же, за исключением одного момента. После того, как Бхагаван закрыл дверь, Он, вместо того, чтобы спросить: "Какие новости?" - Свами "прогремел": "Сколько ещё ты будешь бегать за этим Моим телом? Как долго Ты будешь заключать Меня в клетку этого физического тела? Учись видеть Невидимую Силу, которая движет даже этим телом".
Студент был ошеломлён, так как жил только чистой любовью к физической Форме Бхагавана и преданностью Ему. Он стал молиться Бхагавану: "Свами, но я не знаю, как соединиться с той Невидимой Силой, я знаю только Тебя в этой прекрасной физической Форме. Пожалуйста, расскажи мне секрет, как соединиться с Тобой через непроявленное, невидимое и вечное".
Бхагаван сказал: "Всю Мою жизнь Я говорю только об этом, и ты по-прежнему задаёшь Мне этот вопрос?" Затем Свами добавил: "Единственный путь, самый лёгкий путь, самый прекрасный путь, идя по которому преданный может соединиться с этой Невидимой Силой, Вечной Силой Божественности, это путь Любви".
Однажды Бхагаван рассказал прекрасную историю о Матери Радхе и Кришне. После Курукшетры Кришна вернулся в Бриндаван и пошёл на берег Ямуны, чтобы найти Радху. Она сидела под деревом, погрузившись в свои мысли. Кришна подумал, что Он очень удивит её. Он тихонько обошёл дерево и неожиданно прыгнул перед Матерью Радхой, ожидая, что она заскачет от радости и неожиданности. Но к Его крайнему удивлению Мать Радха только посмотрела на Него и улыбнулась.
Кришна сказал: "Радхе! Это Я - Твой Кришна, Я вернулся к тебе". Мать Радха вопросительно посмотрела на Него и сказала: "Вернулся ко мне?" Она взяла руку Кришны и побежала к реке Ямуне, набрала в руку воды, показала её Кришне и сказала: "Кришна, посмотри, разве в каждой капле Ямуны нет Тебя?"
Она опять взяла Его руку и побежала назад к тому дереву, под которым она сидела. Очень осторожно она наклонила ветку, показала Ему листья и сказала: "Посмотри, Кришна, разве Тебя нет в каждом листе этого дерева? Разве не Ты пребываешь в каждой травинке? Если Ты всегда был со мной, вокруг меня, то когда же Ты уходил, если теперь говоришь, что вернулся ко мне?"
Кришну захлестнула безусловная любовь Радхи. Он сказал: "Радхе, Я - Господь Вселенной. Проси, проси что хочешь, Я охотно дам тебе это".
Радха сказала: "Мне ничего не нужно от Тебя". Кришна сказал: "Ты не хочешь даже Моей любви?" Тогда Радха ответила: "Я знаю, что я люблю Тебя, я знаю, что Ты - мой, Ты всегда будешь со мной, Ты вечно будешь принадлежать мне. Не важно, любишь ли Ты меня или нет".
В этот момент - это великая тайна, братья и сёстры - Аватар впервые опустился на колени, взял руку Матери Радхи и сказал: "Радхе, впервые за всё время Творения Я получил от Моей преданной безусловную любовь". Бхагаван сказал, что эта безусловная любовь помогает нам соединиться с Ним.
Как совершить переход от Формы к Бесформенному
Как же нам совершить этот переход? Какое послание передаёт нам эта история? Когда Бхагаван сказал: "Не бегай за этим физическим телом", - Он хотел, чтобы мы поняли, что физическое тело состоит из пяти элементов, и по Его божественной воле эти пять элементов вернутся к своему источнику. Но Его форму, Его самую прекрасную форму невозможно отбросить, каждый преданный бережно хранит её в своём сердце, и она отражается в его глазах. Его самое священное и могущественное имя должно слиться с каждым нашим дыханием, каждым поступком до последней минуты жизни. Для того чтобы совершить переход от Формы к Бесформенному, нужно объять Его прекрасную Форму нашими сердцами.
Бхагаван говорит, что все формы принадлежат Ему. Явив нам Своё истинное тождество, Бхагаван сказал: "Знаете, кто Я? Я принимаю все формы, но, тем не менее Я - Шантам". Что такое шанти? Это не то спокойствие или покой, который зависит от количества сахара в моей чашке кофе, или от того, получит ли признание моя работа или нет. Это не тот покой, который похож на график фондового рынка. Бхагаван говорит: "Шанти - это спокойствие. Истинный покой - это одинаковое отношение к проявлениям двойственного мира, боли и удовольствию, радости и печали, успеху и поражению".
"Спокойствие преданного - это то, с помощью чего измеряется его преданность", - говорит Свами. Только это определяет глубину вашей преданности. Поэтому наша преданность Господу и любовь к Бхагавану определяется степенью спокойствия, которое мы переживаем, сталкиваясь с проявлениями двойственного мира.
Имён много, Форма одна
"Все имена принадлежат мне. Вы можете назвать Меня любым именем, и Я приду к вам".
Я хочу рассказать неординарный случай, который произошёл в декабре прошлого года. К нам приехал молодой человек из Индонезии. Он был мусульманином. Его духовный учитель Радин Сахид был суфийским святым, который жил в 15 веке. Этот молодой человек следовал наставлениям своего учителя, и в его сердце и уме постоянно звучало: "Аллах Хо Акбар (Господь велик)".
Когда он приехал в Прашанти Нилаям с группой преданных, которые изучали удивительную систему образования Бхагавана, он получил необычный опыт. Он сидел на уроке, посвящённом нравственным ценностям, который в Университете проводится каждый четверг. После презентации, во время которой давние преданные рассказывали о природе Аватара, нашего возлюбленного Бхагавана, он подошёл ко мне и спросил: "Саи Баба часто приходит к вам и передаёт вот такие послания?"
Я ответил: "О чём ты говоришь?"
Он сказал: "Саи Баба часто приходит к вам и даёт вот такие прекрасные наставления?"
Я спросил: "Ты что видел Саи Бабу?"
Братья и сёстры, этот мужчина никогда раньше не был в Прашанти Нилаяме, и до приезда сюда он ничего не знал о Свами.
Далее он продолжал: "Да, когда оратор выступал, я увидел, как Он пришёл и сел в то большое кресло, которое вы поставили. После того, как речь была произнесена, Он встал, вышел вперёд и поднял руки в благословляющем жесте, дарующем бесстрашие. Он стоял там и говорил с нами. Он сказал: "Идите от каждого тела к каждой душе. Идите от каждой души к единой душе, идите от единой души к Богу".
Этот человек из Индонезии получил необычный опыт, но какое глубокое послание передал нам Бхагаван: "Назовите Меня любым именем, и Я приду".
В прошлом году некоторые из нас ездили в Бадринатх, и там мы случайно встретили йога, который долго говорил с нами о Бхагаване. Он сказал: "Вы ошибаетесь, если думаете, что Бхагаван находится вдали от вас. Это не так. Очень и очень просто сделать так, чтобы Бхагаван был рядом с вами".
Нам всем стало очень интересно узнать, как это можно сделать. "Очень просто", - сказал он. Вот в чём заверил нас Бхагавана, что, несомненно, произойдёт, если вы будете применять Его наставление в жизни. "Прежде всего, очистите свои мысли, затем забудьте обо всём, погрузите ум глубоко в сердце, наполните сердце любовью, позовите один раз "Саи Рам", и Бхагаван тут же предстанет перед вами".
Истинная форма Бхагавана
Какова же Его истинная Форма? Он принимает все Формы, тем не менее, Он - Шантам. Что это значит? Почему Он спокоен? Основная причина двойственности - это отождествление с телом. В тот момент, когда я думаю, что являюсь телом, что я отличен от подиума или микрофона, я отличен и от всех вас. Бхагаван говорит: "Я принимаю все Формы, тем не менее, Я не отождествляю Себя ни с одной из них".
Так как же Его истинная Форма?
Сат-Чит-Ананда Рупам Адвайтам (Недвойственная форма Истины-Сознания-Блаженства). Свами говорит: "Пожалуйста, поймите, что Я только Один". Вся драма жизни и всё творение - это игра Одного актёра. Как прекрасно Он играет Свои роли! Какое разнообразие, сколько эмоций, как величественно это Творение! Каждую роль в этой Вселенной играет только Один, и только Один! И Он говорит: "Моя истинная Форма - Сат-Чит-Ананда". Сат означает Истину, неизменяемую с течением времени. Далее нас очень интересует слово Ананда. Как мы можем пережить Ананду или блаженство? Секрет заключён в слове Чит, которое находится в середине. Чит - это сознание, осознание. Но осознание чего?
Сурешвара Ачарья, один из лучших учеников Шри Ади Шанкары, которого называют Мандана Мишра, понял глубину адвайты, недуалистической философии, и после этого написал прекрасный трактат "Наиш Кармья Сиддхи". В этой работе он раскрыл секрет осознанности. Чит, то есть осознанность, это связь между Сат и Анандой. Ананда или Божественное блаженство - это проявление Сат (Истины). Но как же Истина воплощается в форме блаженства и осознанности? Сурешвара Ачарья даёт очень простое объяснение. Он говорит, что, когда вы идёте по дороге, и на дороге лежит камень, то вы видите его. Если вы не подумаете о нём, то вы споткнётесь и упадёте. Но вы видите камень, и ваши мысли незамедлительно связывают этот образ с камнем, поэтому вы осознаёте камень и обходите его. Иногда вы поднимаете камень и убираете его с дороги, чтобы кто-нибудь случайно не споткнулся.
Сурешвара Ачарья говорит, что секрет осознанности заключается в предметах и мыслях, которые связаны с этими предметами. Бог, Брахман, Атман или Бхагаван Шри Сатья Саи Баба вездесущи, предмет осознания находится повсюду. Он пронизывает весь космос, каждый его атом. Для того чтобы осознавать Его присутствие в нашей жизни, Его присутствие в каждом атоме этого мира, мы должны повторять Его имя и размышлять о Нём. Мы должны постоянно думать о Бхагаване. Этот секрет так же раскрыл Прахлада. Что он сделал? Он постоянно думал о Господе Нараяне. Поэтому, когда Прахлада попал в беду, он стал напряжённо молиться, и Господь Нараяна явился! Вот в чём заключается секрет осознанности, ключ к проявлению Истины или Сатьи - постоянное размышление о Господе.
Сатьям Шивам Сундарам (Истина, Благость, Красота)
Но Свами не остановился на этом. Он продолжил и сказал, что Сатьям Шивам Сундарам (Истина, Благость, Красота) - это три качества, благодаря которым можно узнать Божественность.
Какая связь между Его истинной Формой и Сат-Чит-Анандой (Бытием-Сознанием-Блаженством)? Сат или Истина, неизменность - это Сатьям и Сам наш Сатья Саи. Если Сатьям проявляется в наших жизнях в прекрасной форме Сундарам, то необходима Шивам. Поэтому нам следует развивать благоприятные мысли и заниматься благоприятной деятельностью, постоянно размышляя о Господе.
Господь заверил нас: "Постоянно думайте обо Мне, и тогда Сатья Саи проявится в красоте, в самой прекрасной Форме в вашей жизни, в вашем сознании".
Я хочу завершить выступление молитвой Бхагавану и тем ответом, который я получил.
Я молился: "Свами, я хочу видеть Тебя". И Свами ответил: "Я хочу видеть через тебя".
Я молился: "Свами, я хочу услышать Твой сладостный золотой голос".
Свами ответил: "Я хочу придать сладость твоему голосу, когда буду говорить через тебя".
Гораздо позже я осознал, что то, о чём я просил, и то, что Господь сказал мне, было одним и тем же. Если мы позволяем Господу смотреть через нас, то мы будем видеть только Его, потому что, когда Господь смотрит на нас, Он не видит того, что мы отделены от Него. Он смотрит на нас, как на Себя Самого! Поэтому, если Он смотрит через нас, то мы будем видеть только Бхагавана. Если Он говорит через нас, то кто будет первым, кто услышит Его? Ближайший инструмент, способный услышать то, что говорит мой рот, это моё ухо. Поэтому, когда Господь говорит через меня, я слушаю Его золотой сладостный голос.
Я молю Бхагавана о том, чтобы Он смотрел через нас, говорил через нас, жил через нас и любил через всех нас. Этой молитвой я прошу Его позволения завершить сегодня своё выступление.
Джей Саи Рам.
После окончания Университета Саи Гиридхар по наставлению Бхагавана начал проводить научные исследования на факультете химии для получения докторской степени. В течение нескольких десятилетий семья Саи Гиридхара приезжала в Прашанти Нилаям, и его воспоминания начинаются ещё в дошкольном периоде, когда Бхагаван проводил для него две важные церемонии - акшарабхьяса (благословение на обучение) и упанаяна (церемония священного шнура). Саи Гиридхар родом из Хайдерабада.
В дополнение к академической карьере Саи Гиридхар стал наставником в общежитии Шри Сатья Саи, а так же координатором культурных программ. Ниже приводится текст его выступления в Саи Кулвант Холле вечером 25 апреля 2012 года.
Я смиренно приветствую Того, благодаря которому немые начинают говорить, хромые отправляются в Гималаи, мысль о котором наполняет нас высшим трансцендентальным блаженством - Господа всех богов и моего возлюбленного Бхагавана.
Я приветствую всех вас, прекрасные искры Божественности. В отведенное сегодня время давайте поразмышляем вот о чём: в чём заключается цель прихода Аватара? Когда мы говорим о том, что должны перейти от Формы к Бесформенному, то о какой Форме мы говорим? Какова Форма Бога, и как мы можем осуществить переход от Формы к Бесформенному.
Цель прихода Аватара
Первый вопрос - в чём заключается цель прихода Аватара? Когда несколько наших профессоров обсуждали этот вопрос, у них возникли сомнения. Аватар Рама приходил в Трета Югу. Но очевидно, что в Двапара Югу, которая последовала за ней, дхарма (праведность) пришла в упадок. После того, как в Двапара Югу Господь Кришна оставил Свою смертную оболочку, наступила Кали Юга, и опять дхарма пришла в упадок. Но Сам Господь сказал, что, когда дхарма приходит в упадок, Он воплощается снова и снова! Тогда, что это за дхарма, которую приходит установить Господь?
В тот вечер преданные собрались в Мандире, здесь в Прашанти Нилаяме, и Бхагаван неожиданно попросил принести стол и выступил с речью. В тот день Он сказал: "Есть люди, которые размышляют о том, какую дхарму приходит установить Господь. Относится ли эта дхарма к телу или это высшая дхарма? Учит ли Он только тому, как жить идеальной жизнью? Какую же дхарму приходит установить Бог?" Бхагаван продолжал: "Бог приходит как Аватар для того, чтобы установить Према дхарму - любовь в сердцах преданных".
Если бы Господь Шри Рама не пришёл как Аватар, то появился бы Тьягараджа, вдохновивший миллионы людей следовать по пути любви к Богу? Если бы Господь Кришна не воплотился в Своей прекраснейшей форме, то смогла бы Мать Мирабай и Шри Рамануджачарья распространить послание любви к Богу через тысячи лет после Его прихода? Если бы Иисус не пришёл для того, чтобы рассказать о славе Его Мастера и Отца, то появились бы в мире миллионы последователей Иисуса, которые развили в своих сердцах любовь и сострадание?
Цель Аватара заключается не только в том, чтобы научить человека жить идеальной жизнью, установить изумительные правила жизни и открыть такие образцовые учреждения, как Суперспециализированный Госпиталь, образовательные учреждения и т.д. Несомненно, это прекрасные примеры, которым человечество может следовать, но цель Аватара находится далеко за пределами этого и заключается в том, чтобы трансформировать сердца людей. Аватар, о котором мы говорим сегодня, это наш возлюбленный Бхагаван. Даже если бы умы всех существ космоса пожелали понять Бхагавана, то ни не смогли бы этого сделать. Это возможно только тогда, когда Он пожелает раскрыть Себя нам, раскрыть секрет прихода Аватара. И Он сделал это, рассказав такую историю.
Однажды один преданный спросил Бхагавана: "Свами, что такое Трипура Рахасьям?" Бхагаван улыбнулся и сказал: "Позволь мне рассказать историю". И продолжил: "Однажды у Брахмы, Вишну и Махешвары появилось сомнение. Если вы в чём-то сомневаетесь, то можете пойти к духовному учителю. Если сомнения возникают у великих Мастеров, они идут к Брахме, Вишну и Махешваре, но, если эти боги начинают сомневаться, то к кому они обращаются? Брахма, Вишну и Махешвара обратились к Шакти или Трипура Деви, которая сотворила их. Мать Трипура Деви смиренно сказала: "Даже у меня нет ответов на ваши вопросы".
"Но я знаю, где вы сможете найти ответ на свой вопрос. Поэтому она повела Брахму Вишну и Махешвару к большим воротам. Она открыла их. За ними находился длинный зал".
Затем Свами сказал: "По обеим сторонам зала стояли тысячи тронов. У каждого трона было четыре ножки - Брахма, Вишну, Махешвара и Трипура Деви. Боги были ошеломлены, когда увидели тысячи Брахм, Вишну, Махешвар и Трипура Деви. Боги думали, что одни. Затем они захотели узнать, кому же они поклоняются. В конце зала они увидели прекрасные Лотосные Стопы. Когда они подняли головы для того, чтобы посмотреть, чьи это были стопы, они увидели Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу.
Бхагаван Шри Сатья Саи Баба - это Космический Аватар, Ади Пуруша, который проявил Себя в Шакти, а эта Шакти воплотилась в многочисленных Трипура Деви, и каждая из них создала Творение. Сегодня даже наука признаёт существование нескольких параллельных вселенных. Существует множество вселенных, и Ади Пуруша (изначальное Существо), проявившийся как Ади Шакти для того, чтобы создать Творение, Сила, повелевшая проявиться многочисленным вселенным, пришёл сюда на эту прекрасную Землю, как Космический Гость". Такова прекрасная Форма Господа.
Бхагаван говорит: "Форма Аватара - это ничто иное, как воплощение любви и жертвенности преданных". Он явился нам, потому что мы хотели видеть Его. Он - воплощение нашей любви, наших аскез. Далее возникает вопрос - как я могу просить преданного отказаться от такой прекрасной Формы Господа? Как я могу просить преданного отбросить такую любвеобильную Форму нашего Господа?
Самый простой путь соединения с Божественностью
Мы все знаем, какой прекрасный пример Бхагаван подавал всем нам на тех интервью, которые Он нам дал. Он открывал дверь, приглашал всех войти и только тогда заходил Сам. Затем Он включал вентилятор, закрывал дверь, садился и начинал беседу. Каким идеальным хозяином Он был!
На интервью, которое Он давал одному студенту, всё происходило точно так же, за исключением одного момента. После того, как Бхагаван закрыл дверь, Он, вместо того, чтобы спросить: "Какие новости?" - Свами "прогремел": "Сколько ещё ты будешь бегать за этим Моим телом? Как долго Ты будешь заключать Меня в клетку этого физического тела? Учись видеть Невидимую Силу, которая движет даже этим телом".
Студент был ошеломлён, так как жил только чистой любовью к физической Форме Бхагавана и преданностью Ему. Он стал молиться Бхагавану: "Свами, но я не знаю, как соединиться с той Невидимой Силой, я знаю только Тебя в этой прекрасной физической Форме. Пожалуйста, расскажи мне секрет, как соединиться с Тобой через непроявленное, невидимое и вечное".
Бхагаван сказал: "Всю Мою жизнь Я говорю только об этом, и ты по-прежнему задаёшь Мне этот вопрос?" Затем Свами добавил: "Единственный путь, самый лёгкий путь, самый прекрасный путь, идя по которому преданный может соединиться с этой Невидимой Силой, Вечной Силой Божественности, это путь Любви".
Однажды Бхагаван рассказал прекрасную историю о Матери Радхе и Кришне. После Курукшетры Кришна вернулся в Бриндаван и пошёл на берег Ямуны, чтобы найти Радху. Она сидела под деревом, погрузившись в свои мысли. Кришна подумал, что Он очень удивит её. Он тихонько обошёл дерево и неожиданно прыгнул перед Матерью Радхой, ожидая, что она заскачет от радости и неожиданности. Но к Его крайнему удивлению Мать Радха только посмотрела на Него и улыбнулась.
Кришна сказал: "Радхе! Это Я - Твой Кришна, Я вернулся к тебе". Мать Радха вопросительно посмотрела на Него и сказала: "Вернулся ко мне?" Она взяла руку Кришны и побежала к реке Ямуне, набрала в руку воды, показала её Кришне и сказала: "Кришна, посмотри, разве в каждой капле Ямуны нет Тебя?"
Она опять взяла Его руку и побежала назад к тому дереву, под которым она сидела. Очень осторожно она наклонила ветку, показала Ему листья и сказала: "Посмотри, Кришна, разве Тебя нет в каждом листе этого дерева? Разве не Ты пребываешь в каждой травинке? Если Ты всегда был со мной, вокруг меня, то когда же Ты уходил, если теперь говоришь, что вернулся ко мне?"
Кришну захлестнула безусловная любовь Радхи. Он сказал: "Радхе, Я - Господь Вселенной. Проси, проси что хочешь, Я охотно дам тебе это".
Радха сказала: "Мне ничего не нужно от Тебя". Кришна сказал: "Ты не хочешь даже Моей любви?" Тогда Радха ответила: "Я знаю, что я люблю Тебя, я знаю, что Ты - мой, Ты всегда будешь со мной, Ты вечно будешь принадлежать мне. Не важно, любишь ли Ты меня или нет".
В этот момент - это великая тайна, братья и сёстры - Аватар впервые опустился на колени, взял руку Матери Радхи и сказал: "Радхе, впервые за всё время Творения Я получил от Моей преданной безусловную любовь". Бхагаван сказал, что эта безусловная любовь помогает нам соединиться с Ним.
Как совершить переход от Формы к Бесформенному
Как же нам совершить этот переход? Какое послание передаёт нам эта история? Когда Бхагаван сказал: "Не бегай за этим физическим телом", - Он хотел, чтобы мы поняли, что физическое тело состоит из пяти элементов, и по Его божественной воле эти пять элементов вернутся к своему источнику. Но Его форму, Его самую прекрасную форму невозможно отбросить, каждый преданный бережно хранит её в своём сердце, и она отражается в его глазах. Его самое священное и могущественное имя должно слиться с каждым нашим дыханием, каждым поступком до последней минуты жизни. Для того чтобы совершить переход от Формы к Бесформенному, нужно объять Его прекрасную Форму нашими сердцами.
Бхагаван говорит, что все формы принадлежат Ему. Явив нам Своё истинное тождество, Бхагаван сказал: "Знаете, кто Я? Я принимаю все формы, но, тем не менее Я - Шантам". Что такое шанти? Это не то спокойствие или покой, который зависит от количества сахара в моей чашке кофе, или от того, получит ли признание моя работа или нет. Это не тот покой, который похож на график фондового рынка. Бхагаван говорит: "Шанти - это спокойствие. Истинный покой - это одинаковое отношение к проявлениям двойственного мира, боли и удовольствию, радости и печали, успеху и поражению".
"Спокойствие преданного - это то, с помощью чего измеряется его преданность", - говорит Свами. Только это определяет глубину вашей преданности. Поэтому наша преданность Господу и любовь к Бхагавану определяется степенью спокойствия, которое мы переживаем, сталкиваясь с проявлениями двойственного мира.
Имён много, Форма одна
"Все имена принадлежат мне. Вы можете назвать Меня любым именем, и Я приду к вам".
Я хочу рассказать неординарный случай, который произошёл в декабре прошлого года. К нам приехал молодой человек из Индонезии. Он был мусульманином. Его духовный учитель Радин Сахид был суфийским святым, который жил в 15 веке. Этот молодой человек следовал наставлениям своего учителя, и в его сердце и уме постоянно звучало: "Аллах Хо Акбар (Господь велик)".
Когда он приехал в Прашанти Нилаям с группой преданных, которые изучали удивительную систему образования Бхагавана, он получил необычный опыт. Он сидел на уроке, посвящённом нравственным ценностям, который в Университете проводится каждый четверг. После презентации, во время которой давние преданные рассказывали о природе Аватара, нашего возлюбленного Бхагавана, он подошёл ко мне и спросил: "Саи Баба часто приходит к вам и передаёт вот такие послания?"
Я ответил: "О чём ты говоришь?"
Он сказал: "Саи Баба часто приходит к вам и даёт вот такие прекрасные наставления?"
Я спросил: "Ты что видел Саи Бабу?"
Братья и сёстры, этот мужчина никогда раньше не был в Прашанти Нилаяме, и до приезда сюда он ничего не знал о Свами.
Далее он продолжал: "Да, когда оратор выступал, я увидел, как Он пришёл и сел в то большое кресло, которое вы поставили. После того, как речь была произнесена, Он встал, вышел вперёд и поднял руки в благословляющем жесте, дарующем бесстрашие. Он стоял там и говорил с нами. Он сказал: "Идите от каждого тела к каждой душе. Идите от каждой души к единой душе, идите от единой души к Богу".
Этот человек из Индонезии получил необычный опыт, но какое глубокое послание передал нам Бхагаван: "Назовите Меня любым именем, и Я приду".
В прошлом году некоторые из нас ездили в Бадринатх, и там мы случайно встретили йога, который долго говорил с нами о Бхагаване. Он сказал: "Вы ошибаетесь, если думаете, что Бхагаван находится вдали от вас. Это не так. Очень и очень просто сделать так, чтобы Бхагаван был рядом с вами".
Нам всем стало очень интересно узнать, как это можно сделать. "Очень просто", - сказал он. Вот в чём заверил нас Бхагавана, что, несомненно, произойдёт, если вы будете применять Его наставление в жизни. "Прежде всего, очистите свои мысли, затем забудьте обо всём, погрузите ум глубоко в сердце, наполните сердце любовью, позовите один раз "Саи Рам", и Бхагаван тут же предстанет перед вами".
Истинная форма Бхагавана
Какова же Его истинная Форма? Он принимает все Формы, тем не менее, Он - Шантам. Что это значит? Почему Он спокоен? Основная причина двойственности - это отождествление с телом. В тот момент, когда я думаю, что являюсь телом, что я отличен от подиума или микрофона, я отличен и от всех вас. Бхагаван говорит: "Я принимаю все Формы, тем не менее, Я не отождествляю Себя ни с одной из них".
Так как же Его истинная Форма?
Сат-Чит-Ананда Рупам Адвайтам (Недвойственная форма Истины-Сознания-Блаженства). Свами говорит: "Пожалуйста, поймите, что Я только Один". Вся драма жизни и всё творение - это игра Одного актёра. Как прекрасно Он играет Свои роли! Какое разнообразие, сколько эмоций, как величественно это Творение! Каждую роль в этой Вселенной играет только Один, и только Один! И Он говорит: "Моя истинная Форма - Сат-Чит-Ананда". Сат означает Истину, неизменяемую с течением времени. Далее нас очень интересует слово Ананда. Как мы можем пережить Ананду или блаженство? Секрет заключён в слове Чит, которое находится в середине. Чит - это сознание, осознание. Но осознание чего?
Сурешвара Ачарья, один из лучших учеников Шри Ади Шанкары, которого называют Мандана Мишра, понял глубину адвайты, недуалистической философии, и после этого написал прекрасный трактат "Наиш Кармья Сиддхи". В этой работе он раскрыл секрет осознанности. Чит, то есть осознанность, это связь между Сат и Анандой. Ананда или Божественное блаженство - это проявление Сат (Истины). Но как же Истина воплощается в форме блаженства и осознанности? Сурешвара Ачарья даёт очень простое объяснение. Он говорит, что, когда вы идёте по дороге, и на дороге лежит камень, то вы видите его. Если вы не подумаете о нём, то вы споткнётесь и упадёте. Но вы видите камень, и ваши мысли незамедлительно связывают этот образ с камнем, поэтому вы осознаёте камень и обходите его. Иногда вы поднимаете камень и убираете его с дороги, чтобы кто-нибудь случайно не споткнулся.
Сурешвара Ачарья говорит, что секрет осознанности заключается в предметах и мыслях, которые связаны с этими предметами. Бог, Брахман, Атман или Бхагаван Шри Сатья Саи Баба вездесущи, предмет осознания находится повсюду. Он пронизывает весь космос, каждый его атом. Для того чтобы осознавать Его присутствие в нашей жизни, Его присутствие в каждом атоме этого мира, мы должны повторять Его имя и размышлять о Нём. Мы должны постоянно думать о Бхагаване. Этот секрет так же раскрыл Прахлада. Что он сделал? Он постоянно думал о Господе Нараяне. Поэтому, когда Прахлада попал в беду, он стал напряжённо молиться, и Господь Нараяна явился! Вот в чём заключается секрет осознанности, ключ к проявлению Истины или Сатьи - постоянное размышление о Господе.
Сатьям Шивам Сундарам (Истина, Благость, Красота)
Но Свами не остановился на этом. Он продолжил и сказал, что Сатьям Шивам Сундарам (Истина, Благость, Красота) - это три качества, благодаря которым можно узнать Божественность.
Какая связь между Его истинной Формой и Сат-Чит-Анандой (Бытием-Сознанием-Блаженством)? Сат или Истина, неизменность - это Сатьям и Сам наш Сатья Саи. Если Сатьям проявляется в наших жизнях в прекрасной форме Сундарам, то необходима Шивам. Поэтому нам следует развивать благоприятные мысли и заниматься благоприятной деятельностью, постоянно размышляя о Господе.
Господь заверил нас: "Постоянно думайте обо Мне, и тогда Сатья Саи проявится в красоте, в самой прекрасной Форме в вашей жизни, в вашем сознании".
Я хочу завершить выступление молитвой Бхагавану и тем ответом, который я получил.
Я молился: "Свами, я хочу видеть Тебя". И Свами ответил: "Я хочу видеть через тебя".
Я молился: "Свами, я хочу услышать Твой сладостный золотой голос".
Свами ответил: "Я хочу придать сладость твоему голосу, когда буду говорить через тебя".
Гораздо позже я осознал, что то, о чём я просил, и то, что Господь сказал мне, было одним и тем же. Если мы позволяем Господу смотреть через нас, то мы будем видеть только Его, потому что, когда Господь смотрит на нас, Он не видит того, что мы отделены от Него. Он смотрит на нас, как на Себя Самого! Поэтому, если Он смотрит через нас, то мы будем видеть только Бхагавана. Если Он говорит через нас, то кто будет первым, кто услышит Его? Ближайший инструмент, способный услышать то, что говорит мой рот, это моё ухо. Поэтому, когда Господь говорит через меня, я слушаю Его золотой сладостный голос.
Я молю Бхагавана о том, чтобы Он смотрел через нас, говорил через нас, жил через нас и любил через всех нас. Этой молитвой я прошу Его позволения завершить сегодня своё выступление.
Джей Саи Рам.
По материалам сайта radiosai.org