Во многих Своих выступлениях Бхагаван Баба говорил: "Счастье - это единство с Богом", - а затем рассказывал истории, иллюстрирующие это утверждение. Это послание и истории не являются новыми. На самом деле, каждый раз, когда Бог нисходит на Землю, чтобы передать человечеству послание, Он привлекает внимание людей, рассказывая глубокие по содержанию притчи, истории и легенды. Иисус, Мухаммед, Гуру Нанак, Саи Аватар или Будда приводили поучительные примеры для того, чтобы развить в сердцах своих последователей вечные принципы Любви и Жертвенности, Истины и Праведности. Сатья Саи Аватар рассказывал Чинна Катхи (маленькие истории), Иисус - притчи, а с Буддой связаны Джатаки.
Термин Джатаки - это название повестей в буддийской литературе, в которых рассказывается об одном из предыдущих воплощений Гаутама Будды до того, как Он достиг окончательного просветления. Людей привлекают эти истории, потому что Бодхисаттва иногда появляется как герой историй, иногда как один из действующих лиц, а иногда как комментатор поступков, но неизменно Его можно распознать в каждой ситуации, и в каждой ситуации читатель может найти себя. К тому же, хотя в повестях рассказывается о предыдущих воплощениях, но все они являются частью истории Будды.
В течение веков на повести Джатака постоянно ссылаются, их наставления обсуждают буддийские монахи, их сюжеты изображают художники и скульпторы. Так они глубоко укоренились в сознании людей и стали частью словаря и культуры людей, живущих в странах, где исповедуется буддизм. Ниже мы приводим одну из таких повестей Джатака, адаптированную по изданию "Священная книга, состоящая из пятисот пятидесяти повестей Джатак", том 1 (“The Reverend Book of Five Hundred and Fifty Jataka Stories, Volume – I”).
Давайте не только прочитаем эту историю, но и поразмышляем о послании, которое передаёт нам Божественность. Если мы поступим так, то, несомненно, научимся всегда быть счастливыми.
В этой истории всезнающего Будду называют Бхаддия. Монах Бхаддия наслаждался великим счастьем. Он был посвящён в духовный сан вместе с шестью другими правителями клана кшатриев (воинов).
Когда Бхаддия был царём, у него была хорошая охрана. Но, находясь на последнем этаже прекрасно охраняемого дворца, он метался в кровати, желая преодолеть страх. После того, как он стал арахатом (просветлённым монахом), он пережил безграничную радость, так как у него больше не было страха, и он мог бесстрашно ходить по лесам и пустынным местам. Его радость была настолько велика, что он восклицал: "О, счастье! О, счастье!".
Услышав это, монахи сказали Будде, что монах Бхаддия, освободившись от страха, переживает такое счастье и облегчение, что он постоянно ликует и сообщает о нём.
Будда сказал: "О, монахи, монах Бхаддия достиг этого счастья не в настоящее время. В прошлом его жизнь была не менее счастливой".
Монахи попросили Будду объяснить свои слова, и тогда Будда рассказал эту историю.
Много лет назад, когда царь Брахмадатта правил городом Варанаси, Бодхисаттва (Будда в предыдущем воплощении) родился в семье богатого брамина. Когда он осознал зло вожделения и развращённой жизни, а также благословения, которые он может получить, отрёкшись от материальной жизни, он удалился в леса Гималаев. Там он жил жизнью аскета и обрёл Восемь Медитативных Достижений (атта сампати).
У Бодхисаттвы было пятьсот последователей. Когда начался сезон дождей, он спустился с Гималаев и вместе со своими последователями пришёл в Варанаси. Там он жил во дворце царя и наслаждался его щедростью. Так Бодхисаттва прожил четыре месяца и затем сказал царю, что он вскоре покинет его.
Когда царь услышал об этом, он сказал: "Почтеннейший, ты уже стар. Для чего тебе идти в Гималаи? Отправь туда своих последователей, а сам оставайся здесь".
Тогда Бодхисаттва поручил пятьсот своих учеников главному из них и сказал: "Иди с этими аскетами в Гималаи", - а сам вернулся в царский сад.
Самый старший ученик когда-то был царём и перед посвящением в духовный сан оставил могущественное царство. Он развил силы концентрации и обрёл Восемь Состояний Транса. Он жил вместе с аскетами в Гималаях, но через некоторое время почувствовал желание увидеть Мастера. Он сказал последователям: "Живите здесь в удовлетворённости. Я пойду к Мастеру, чтобы выразить Ему своё почтение, и скоро вернусь".
Он пришёл к Мастеру, с почтением поговорил с ним и сел рядом.
В это время царь Варанаси пришёл в сад удовольствий для того, чтобы увидеть Бодхисаттву. Он поклонился ему и сел рядом. Хотя монах осознавал присутствие царя, но он не встал, когда увидел его. Он продолжал сидеть и восклицал: "О, счастье! О, счастье!"
Царю не понравилось, что монах не встал в его присутствии. Он сказал Бодхисаттве: "Этот аскет должно быть хорошо поел, если он продолжает сидеть и прославляет счастье".
"Ваше величество, этот пожилой аскет когда-то тоже был царём, как и вы. Он думает: "Я когда-то был мирским человеком и наслаждался царскими удовольствиями, меня охраняло множество охранников, но я никогда не переживал подобного счастья". Он кричит от радости, так как переживает блаженство Состояний Транса и счастье, которое он обрёл благодаря медитации, живя жизнью аскета. Он отказался от материальных удовольствий и обрёл Состояния Транса, поэтому сейчас он восклицает и кричит от радости".
Затем Бодхисаттва передал следующее наставление:
"О, царь, если у человека нет желания обрести богатство, если он свободен от чувственных желаний, если он свободен умом и телом, то, даже если такого человека не защищает множество людей или живых существ, и он живёт один, он будет спать спокойно. Он будет не только хорошо спать, но и будет переживать счастье, когда будет ходить, сидеть или стоять. На самом деле, он будет счастливым в каждый момент своей жизни.
О, великий царь, человек, не обременённый желаниями, живёт счастливо. Этот аскет переживает счастье, обретаемое благодаря такому внутреннему видению".
Будда, Великий Мастер, рассказал об этих событиях и в конце своего наставления связал историю, произошедшую в прошлом, с настоящим моментом и завершил Свою речь такими словами:
"Аскет того времени в настоящее время является главным монахом Бхаддией. Мастером был я, Высший Будда, Учитель Трёх миров".
В Своём выступлении 12 февраля 1989 года Баба сказал: "В этом мире есть два вида счастья: обретаемое счастье и блаженство, возникающее само по себе. Обретаемое счастье связано с объектами чувств. Оно появляется и исчезает в зависимости от обстоятельств. Такое счастье переживает каждый человек в мире. Когда человек наслаждается предметами, он переживает мимолётное счастье. Поэтому этот вид радости называют обретённым или вторичным счастьем. Такое счастье не является истинным, потому что оно обретается с помощью усилий человека и утрачивается.
Тем не менее, человек ищет постоянное блаженство (Ананду). На самом деле, человек является воплощением блаженства, и он наполнен блаженством. Блаженство является его природой и жизнью. Оно существует в нём само по себе. Почему же человек не чувствует его? Он не осознаёт свою истинную природу, увлечён внешним миром и поэтому не может пережить блаженство, находящееся внутри него".
Подробно раскрывая эту тему 1 февраля 2001 года, Баба сказал:
"Блаженство находится внутри вас. Оно рождается из ваших священных чувств. Поэтому вы должны проявить блаженство, находящееся внутри вас. Его не могут даровать вам другие люди. Никто не может забрать у вас блаженство, и вы не можете обрести его извне.
Человек может обрести божественную милость, способную мгновенно устранить любые страдания, с помощью чистого сердца, постоянного ума и бескорыстных поступков. Без божественной милости человек не может достичь ничего, поэтому он должен заниматься деятельностью, благодаря которой можно обрести милость Бога. Покой и счастье невозможно найти во внешнем мире. Истинное счастье может даровать вам только божественная милость".
Во многих Своих воплощениях Баба напоминает нам о том же принципе - счастье находится внутри нас, а не снаружи. То, что внутри, вечно, а то, что снаружи - эфемерно! Поэтому давайте сделаем верный выбор и будем наслаждаться Божественным блаженством!