Господин Секар рассказал мне о том, что у её мужа был инсульт, и они отвезли его в госпиталь в Танджавуре, но это не принесло хороших результатов. Мы привезли его в деревню в бессознательном состоянии, а затем отвезли в другой госпиталь в Кумбаконаме. Врач обнаружил, что кровь попала в мозг, и начал лечение. Лекарства помогли, и теперь он здоров. "И не только это произошло в их семье. Во время родов было много сложностей, и мы потратили около 400 тысяч рупий, чтобы роды прошли благополучно" - сказал мне Секар. Он увидел тёмную линию на шее женщины и спросил у женщины, что это за линия. Дальше разговор продолжался на тамильском языке. В конце разговора я видел, что Секар с большим терпением даёт женщине наставления. Мне очень хотелось знать, о чём они говорили, но Секар сказал, что расскажет мне об этом позже.
Шрам на шее этой молодой женщины рассказывает ужасную историю...
они могут быть неблагодарными и жестокими, но это не пугает Секара.
Стало смеркаться, и как только мы сели в джип, я опять спросил Секара о женщине, и Секар спокойно сказал: "Эта женщина пыталась покончить с собой".
"Что?!" - я не мог в это поверить.
"Но почему? Вы потратили на неё и её мужа столько денег, как она могла решиться на это?" - я просто не мог понять.
Он ответил: "Я не знаю. Возможно, у них были семейные проблемы. Вот почему я давал ей советы".
Господин Секар был спокойным, как заходящее солнце. Его терпение и непоколебимость поразили меня. Я спросил его: "Разве вас не беспокоит то, что эта женщина решилась сделать такой решительный шаг, хотя вы так много для неё сделали? Почему вы не сердитесь? Вместо того чтобы наказать её, вы говорите с ней так, будто даёте ей наставления, как следует заботиться о ребёнке!"
Секар выслушал меня и сказал только одно предложение: "Я занимаюсь бескорыстным служением для достижения самореализации".
Секар, наполненный любовью Саи
Мне понадобилось некоторое время, чтобы осознать сказанное. На моём лице по-прежнему отражалось смущение. Секар сказал: "Понимаете, своё бескорыстное служение я преподношу Богу, и оно достигает своего логического завершения. Я не несу его с собой дальше. Да, мы помогли ей раньше, но это уже закрытая глава. Я ничего не ожидаю от этого. На сегодняшний день мне нужно было дать ей совет, в будущем не принимать таких опрометчивых решений, и я сказал ей об этом".
Я был просто поражен. Очень редко я встречаю людей, которые с такой искренностью живут в соответствии с принципом "Сарва карма бхагавад притьяртхам (совершайте все действие только как подношение Богу)".
Теперь я подумал: "Я провёл весь день, слушая многочисленные истории, которые рассказывал мне Секар о других людях. Теперь пришло время услышать его историю".
"Когда вы заинтересовались бескорыстным служением?" - начал я.
В 90-х годах после завершения служения в Прашанти Нилаяме
Секар получил в Бриндаване возможность коснуться стоп своего Мастера.
"С того времени как я учился в колледже я всегда стремился помогать другим людям, но в 1987 году я присоединился к Организации служения Шри Сатья Саи и стал принимать активное участие во всех мероприятиях. Тогда я жил в Кришнагири. Позже я открыл фабрики и переехал в Ченнай. Я с радостью выполнял обязанности по поддержанию чистоты на территории, где находилась Организация Саи. Помимо этого в Организации мы всегда курировали несколько деревень, и я использовал своё свободное время для того, чтобы заниматься служением, и когда я жил в Кришнагири, и когда жил в Ченнае".
"Затем в 2000 году во время общения со студентами Свами спросил: "Вы все заинтересованы в том, чтобы служить в деревнях?" - и все студенты с энтузиазмом подняли руки. Тогда Баба сказал: "Свами счастлив, Свами счастлив больше всего, когда вы занимаетесь служением в деревнях". Когда я услышал это, я тут же решил посвятить себя служению в деревнях, потому что, если это радует Свами, то это именно то, что мне следует делать. В то же время мне пришла мысль - почему бы мне не начать служение там, где я родился? Так я переехал в Тирунагари".
"Но разве вам не трудно управлять компанией из такой отдалённой местности? Кроме того, вы должны отказаться от комфортной жизни, которой вы жили в Ченнае", - я искренне хотел узнать, что побудило его принять такое значительное решение.
"Для этого есть две причины. Во-первых, в настоящее время есть много людей, которые могут управлять моей компанией. Работников набирают на конкурсной основе. Мне только нужно выбрать. Но для того, чтобы заниматься служением, нет никакого конкурса. Поэтому я решил, прежде всего, заниматься служением.
Во-вторых, я понял, что смогу управлять бизнесом лучше, если буду относиться к нему так, как если бы я был посторонним человеком. Это подобно тому, как вы можете видеть весь дом только тогда, когда находитесь снаружи. В этом случае вы сможете видеть в таком ракурсе, который не доступен людям, находящимся внутри. Такая позиция помогает мне чётко различать и принимать более объективные решения ".
"Поразительно! Это совершенно новый подход к управлению! На самом деле, существует принцип управления "служащий директор", смысл которого заключается в том, что руководитель, который видит меньше всего, лучше всего управляет. Вы - живой пример этому" - я сказал это, потому что его слова произвели на меня сильное впечатление.
"Я не знал этого принципа управления. Для меня это разновидность "непривязанной привязанности", которая удивительным образом работает для меня и моего бизнеса. Господин Секар улыбнулся, и в его улыбке чувствовалась удовлетворённость.
Мы подъехали к уже знакомому дому. Когда мы вышли из джипа, мужчина средних лет ждал встречи с Секаром. "Это господин Джагадишан, наш главный администратор", - представил его Секар.
Я был очень рад, что могу встретиться с одним из ведущих представителей компании. После того, как я представился, я спросил: "Господин Джагадишан, разве вам не доставляет беспокойство то, что вы должны проделать весь этот путь в деревню, чтобы встретиться с директором и отчитаться?"
Коллектив работников "СКН Органикс" не только занимаются бескорыстным служением в Прашанти Нилаяме,
но также и принимают участие во всех мероприятиях Организации служения Шри Сатья Саи.
"В начале так и было", - сказал он искренне - "Но, когда я увидел господина Секара за работой и его увлечение бескорыстным служением, я был настолько поражён, что больше не жаловался ни на что. К тому же он великий управляющий, и работать с ним - это честь. Его философия бизнеса и система ценностей ясная и справедливая. В других организациях могут использовать людей для того, чтобы развивать компанию, но Секар чётко даёт понять, что его организация использует компанию, чтобы развивать людей. Он говорит, что эта фирма существует для того, чтобы мы могли всё больше и больше любить людей".
"Я никогда не слышал, чтобы управляющий директор говорил такие слова!" В моих глазах светилось восхищение.
Нарасимман добавил: "Господин Секар верит в то, что, если он будет работать для того, чтобы его работники жили, развивая общечеловеческие ценности, тогда эти ценности позаботятся об их жизни. В то же время он никогда не принуждает никого принимать его принципы жизни, он просто показывает пример".
"Так и во мне произошла трансформация", - присоединился к разговору господин Джагадишан. "Когда бы я ни приезжал к Секару по вопросам бизнеса, он всегда занимался служением в какой-либо деревне. Это произвело на меня глубокое впечатление. И он неоднократно советовал мне присоединиться к его работе".
"А где вы работали до этого?" - я хотел понять, насколько трудно ему было освоиться с новой работой.
"Четыре года я работал в Катаре менеджером по маркетингу в международной фирме "Глобал Оил Филд Сапплайз энд Сёвисиз", которая занималась поставкой масла по всему миру. До этого четыре с половиной года я работал администратором в "Релаенс Инфоком" - ответил господин Джагадишан.
"Тогда вы переживаете совершенно другие чувства, работая здесь", - предположил я.
"Да, здесь действительно совершенно другая атмосфера, и она мне нравится. Господин Секар непоколебимо следует этическим нормам и общечеловеческим ценностям. На самом деле наша компания является доказательством этого. В течение 15 последних лет мы ежегодно увеличиваем объёмы производства на 15-20 процентов. Господин Секар говорит, что следование дхарме означает предоставление клиентам лучших продуктов. Его совершенно не интересует соревнование. Он чувствует, что, если мы будем искренними со своими клиентами, то благодаря достоинствам нашего продукта покупатели никогда не покинут нас. Иногда могут быть кратковременные неудачи, но очень скоро успех опять будет на нашей стороне. Он твёрдо верит в путь Истины".
"Поразительно! Но нужно приложить много усилий для того, чтобы каждый работник компании смог проникнуться этой системой ценностей!" Я хотел узнать, как принимается и передаётся эта философия бизнеса.
Сотрудники компании занимаются бескорыстным служением в Прашанти два или три раза,
а в остальное время они занимаются служением в деревнях,
которые взяла под свою опёку Организация Шри Сатья Саи
Господин Джагадишан объяснил: "Отбор очень строгий, и система обучения работников уникальна. Секар сам проводит первое интервью, и, если у претендента хороший характер, ему дают выполнить работу в поле. В это время за ним тщательно наблюдают: его духовное состояние во время работы, манеру поведения с другими работниками, интересы, склонности и стремления. Иногда люди уходят на этом этапе. И мы их отпускаем. Мы уделяем много внимания отбору верных людей на разные должности, потому что очень важно, чтобы по характеру они подходили культуре нашей организации".
Я был полностью с ним согласен.
"Как только они присоединяются к нам", - продолжал Джагадишан, - "Секар начинает заботиться о них, как о членах своей семьи. Он часто говорит: "Если сегодня я являюсь директором фирмы, то это благодаря сотрудникам, поэтому моя обязанность обеспечить их благополучие".
"Позвольте мне привести пример", - сказал Нарасимман. "Однажды менеджер фабрики позвонил Секару и сказал: "Сэр, у нашего охранника плохая дисциплина. Прошлой ночью я застал его пьяным. Можно я его уволю?" Секар тут же спросил его: "Какие шаги вы недавно предпринимали для того, чтобы дисциплинировать его?" Менеджер молчал. "Прежде всего, вы должны любить его. Затем предпринять усилия для того, чтобы показать ему верный жизненный путь". Секар продолжил: "Мы не можем жаловаться, если мы не приложили усилий для того, чтобы развить его характер и личность. Пожалуйста, сделайте, что я вам говорю, и затем обращайтесь ко мне снова".
"Иногда случается, что на фабрике что-то не в порядке, тогда я иду к нему, он меня выслушает, и до того как начать обвинять человека, он анализирует, где возможно были допущены ошибки в нашей системе и процессе работы. "Вор может прокрасться, только если есть брешь", - обычно говорит он, и даёт советы, как защитить систему, чтобы предотвратить такие случаи. Тогда он говорит о Путтапарти: "Там верная система, поэтому ашрам работает благополучно".
В январе 2007 году во время проведения Ати Рудра Маха Яджны
господину Нарасимману была предоставлена замечательная возможность преподнести розу Бхагавану.
Господин Секар провёл Арати, предложенное Свами, в первый день этого великого ритуала.
Свами посмотрел на него, улыбнулся и сказал: "Приезжайте... приезжайте".
"Вот почему все наши работники проходят тренировку в Путтапарти", - добавил Джагадишан.
"Как появилась эта традиция?" - спросил я. Я впервые слышал, чтобы фирма отправляла своих сотрудников в Прашанти на тренировку.
"Мы предлагаем сотрудникам присоединиться к севадалам, которые ездят два-три раза в год от штата Тамил Наду, чтобы бескорыстно служить в ашраме Прашанти Нилаям. Секар верит в то, что это лучший способ ориентировать сотрудников на систему ценностей Свами".
"На самом деле, около 100 сотрудников компании ежегодно ездят в Прашанти Нилаям для служения", - добавил Нарасимман. "Они находятся там 15 дней, а иногда и целый месяц".
"Это феноменально! Так много сотрудников увольняются и едут заниматься служением?!" - я был действительно удивлён.
Госпожа Секар (в зелёно-розовом сари) после служения в Прашанти в ноябре 2010 года счастлива видеть Свами.
"Нет, они не должны увольняться. Служение в Путтапарти считается официальной поездкой для тренировки. В это время фабрика закрыта. Так как в эти месяцы никто не работает, мы так планируем наше производство, чтобы на это время продукции было везде достаточно. Сотрудники не теряют ни работу, ни зарплату. Тем не менее, мы никогда никого не принуждаем ехать в ашрам. Если кто-то желает провести время по-другому, мы позволяем это делать. Но обычно большинство работников едет в ашрам, если только у них нет каких-то проблем".
"Это фантастика! Я не знал, что большая группа севадалов из штата Тамил Наду - сотрудники одной фабрики!" Это было поразительное открытие.
"На сегодняшний день я занимаюсь этим уже 10 лет", - присоединился Джагадишан и добавил, - "и в ашрам едут не только рабочие: начиная с Секара и заканчивая сторожем - все принимают участие в служении в Прашанти. Я тоже езжу каждый год".
"Это просто поразительно! Но означает ли это, что в это время вы теряете доход или другие возможности для бизнеса?" - я хотел знать, оказывает ли это неблагоприятное воздействие на компанию.
"На самом деле, всё происходит совсем наоборот! Вы можете не поверить, но в то время, когда мы занимаемся служением, у нас максимум продаж. Ноябрь - это зимний месяц, когда у людей много инфекционных заболеваний, и в это время потребность в наших продуктах самая большая. И у нас очень хороший оборот. Поэтому данная нам возможность служить - это на самом деле благословение. Баба заботится!" - улыбнулся Джагадишан.
"Баба, конечно же, заботится. В этом нет никакого сомнения", - согласился я и добавил: "Там, где Истина и Любовь, там присутствие Бабы больше всего ощущается".
До этого момента Секар находился в здании. Теперь он присоединился к нам. Я от всей души поблагодарил его за удивительный день. Уже смеркалось, и мне нужно было уезжать. "Перед тем, как я уеду, я хочу задать вам вопрос, который я просто обязан задать", - сказал я Секару. Он посмотрел на меня сияющим взглядом и сказал: "Конечно, задавай".
"Что вдохновило вас стать тем человеком, каким вы являетесь сейчас? Разговаривал ли Бхагаван с вами? Давал ли Он вам особые инструкции?" Эта мысль вертелась у меня в голове целый день, и я чувствовал, что не смогу уехать, не получив пояснения к этой грани всей истории.
"Когда в 1990 году у меня был шанс сделать Свами паданамаскар, Он посмотрел на меня и сказал: "Занимайся духовной практикой. Я позабочусь обо всём остальном". Я усердно следовал Его наставлению. С того времени и до сегодняшнего дня я каждое утро с 3 до 6 часов посвящаю молитве и нагар санкиртану. Даже когда я жил в Ченнае, я каждый день принимал участие в нагар санкиртане, хотя ко мне могли присоединиться только один или два человека. Такой распорядок у меня уже более двадцати лет. На самом деле, я нахожу решения для всех моих проблем в бизнесе во время часовой молитвы и пения. Поэтому по разным причинам это важная часть моей духовной практики.
Мечта С. Саи Кришнана, сына Секара, прилежно изучать медицину и стать хорошим врачом,
чтобы заботиться о бедных и нуждающихся людях.
"Ещё одна духовная практика, которой я занимаюсь: развивать как можно меньше контактов, заводить друзей и проводить каждый день больше времени за чтением литературы Саи. Я всегда стремлюсь быть хорошим преданным Саи и хорошим духовным искателем. Поэтому я бдительно отношусь к своим желаниям. Позволять развиться желанию означает позволить кобре разместиться в комнате, где вы живёте. Это на самом деле настолько же опасно. Человек не может полностью избавиться от желаний, но он может ограничить желания".
"Всё, что у меня есть, появилось не из желания, а по необходимости. Даже мой бизнес основан на любви: я занимаюсь им не для того, чтобы накапливать богатство. На самом деле, как только у вас появляется желание, вы перестаёте наслаждаться жизнью. Например, если вы сидите на диване, вы можете наслаждаться им только тогда, когда можете встать с него и опять сесть, когда захотите. Но, если вы устали сидеть на диване, вы почувствуете боль. Тоже самое с нашими желаниями. Мы наслаждаемся вещами только до тех пор, пока мы не привязаны к ним своим желанием".
"Подобно этому, если я хочу быть управляющим директором, тогда я буду бояться потерять эту работу и буду думать о том, как удержать своё положение, а не о том, как правильно управлять бизнесом. Для того чтобы удержать своё положение, мне, возможно, нужно будет утратить свободу и начать плясать под чужую дудку. На самом деле, иногда я думаю, что, если я потеряю бизнес, то в этом не будет никой проблемы, потому что у меня есть любовь. С любовью я смогу создать всё снова".
"Поразительно! Я думал, что разговариваю с успешным бизнесменом многомиллионной компании, а на самом деле, я стою рядом с монахом!" - скромно сказал я и задал свой последний вопрос: "Как вы думаете, в чём ваша самая большая сила?"
Он, не задумываясь ответил: "Я всегда ставлю Свами на первое место! Его счастье для меня важнее всего. Всё остальное второстепенно. Это мантра моей жизни".
Я с почтением поклонился ему и уехал. По дороге единственная мысль заполняла мой ум: "Там, где есть такие люди как Секар, там Истина и Любовь, а там, где Истина и Любовь, там, несомненно, присутствует аромат Саи!".